Собравшиеся за круглым столом, как прозвучало в их выступлениях, оказались единодушны в том, что сложившееся административное законодательство является действенным инструментом органов государственного финансового контроля, способствующим повышению качества формирования, исполнения бюджетов всех уровней, их прозрачности и достоверности отчетности.
Опыт многих регионов показывает, что наложение административных штрафов на должностных лиц государственных и муниципальных органов власти, руководителей подведомственных им учреждений, иных бюджетополучателей становится эффективным инструментом предупреждения и пресечения правонарушений в финансово-бюджетной сфере.
Так, например, по составленным уполномоченными должностными лицами КСП Волгоградской области в 2015 году 57 протоколам об административных правонарушениях (30 из них – за нарушение условий субсидирования, 13 – за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета) наложено штрафов на общую сумму 430 тыс. рублей.
Это свидетельствует о достаточно результативном использовании финансовыми контролерами полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях и, что важно, реально дисциплинирует участников бюджетного процесса.
Однако, несмотря на существенные подвижки в законодательном регулировании, административные нормы применения мер ответственности в бюджетной сфере требуют не только наработки необходимой практики, но и совершенствования самого законодательства. Об этом и вели разговор участники круглого стола, делясь опытом работы в данной сфере, обсуждая имеющиеся проблемы и пытаясь определить вектор действий, направленных на дальнейшее повышение бюджетной дисциплины и проведение эффективной бюджетной политики как в регионах, так и в государстве в целом.
В первую очередь, отметили финансовые контролеры, необходимо:
- устранить существующее несоответствие видов административно-наказуемых бюджетных нарушений, предусмотренных Бюджетным кодексом, и правонарушений, связанных с нарушением бюджетного законодательства, предусмотренных КоАП РФ;
- расширить полномочия КСО, предоставив право возбуждать административное производство за неисполнение представлений;
- увеличить срок давности привлечения к административной ответственности до 2-х лет за нарушение порядка распоряжения объектами государственной (муниципальной) собственности;
- установить ответственность за нарушение нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления переданных отдельных государственных полномочий, а также отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований, распространив срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение также до 2-х лет, и т.д.
По итогам заседания принята резолюция, объединившая все предложения, прозвучавшие за круглым столом. Его участники решили обратиться в Счетную палату РФ о выходе с законодательной инициативой в Государственную Думу для внесения соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях.
Нынешняя экономическая ситуация требует от бюджетополучателей повышения ответственности за расходование бюджетных средств и, следовательно, ужесточения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства. Но поскольку действующие нормы федерального и регионального законодательства об административных правонарушениях еще не обеспечивают в полной мере правовое регулирование, соответствующее задачам, стоящим перед государственным и муниципальным финансовым контролем, необходимы дальнейшие совместные усилия по совершенствованию этих законов. По мнению участников круглого стола, состоявшийся обмен мнениями обоюдно полезен, а выработанные в ходе встречи предложения и рекомендации будут востребованы на практике и послужат дополнительной основой для работы всех контрольно-счетных органов.
Материалы круглого стола находятся здесь http://www.ksp34.ru/vzaimodeystvie_s_kso_rf/