Люди дела
ГК Volgabus готовит сразу несколько революционных новинок.
Ни об одном предприятии нашего региона не говорят столько, сколько о «Волгабасе». Когда в 1993‑м компания начала свой путь с мастерской при автоколонне, всерьез ее не воспринимали. Сегодня это крупный холдинг, который выигрывает миллиардные тендеры по всей стране, а в прошлом году показал России самую нашумевшую новинку – беспилотную платформу MatrЁshka.
Об инновациях, проблемах и планах предприятия «Волгоградская правда» побеседовала с его основателем Анатолием Бакулиным.
«Нужен был вызов»
– Анатолий Васильевич, два года назад вы решили вернуться к управлению заводом, который когда ‑ то создали. Сложно было снова «входить в ту же реку» после многолетней работы в облдуме на освобожденной основе?
– Несложно. О более активной работе в думе, в ее экономическом блоке, я не жалею. Мы приняли ряд правовых актов, по которым регион развивается и сейчас – методика бюджета, закон об инвестициях и прочее. Естественно, федеральное законодательство меняется, необходимо вносить поправки, но основу заложить удалось. И также как в свое время я пришел в думу подготовленным, поскольку работал в реальном секторе экономики, на завод я тоже вернулся готовым его возглавить.
– И все же почему вы решили выйти из привычной зоны комфорта?
– Возраст такой, что хочется чего‑то нового. Это вызов, мне интересно себя испытать в нынешних условиях – непростых, кризисных. Остались ли в тебе сила, опыт, знания, чтобы созидать? Для меня главное это, а не материальная составляющая.
– Какие достижения за эти два года назвали бы основными?
– Первое – это то, что в непростых условиях удается сохранить доверие к компании извне. Сегодня, если я звоню поставщику с просьбой оперативно решить важный вопрос, мне обычно идут навстречу. Это дорогого стоит, и за два года я не подвел ни одного партнера. Второе – мы смогли быстро найти резервы и резко повысить производительность труда. За прошлый год в сравнении с 2015‑м мы выпустили на 72 % автобусов больше. А благодаря производительности почти вдвое увеличились зарплаты рабочих.
– Как удалось так быстро перестроиться?
– Каждую неделю на заводе собиралась комиссия, нащупывали узкие места, искали решения. Изменили структуру, модернизировали старое оборудование, взяли в лизинг новое. Ну и, конечно, учились у других. Я побывал на самом передовом автобусном предприятии во Франции, на втором по объемам заводе в Китае. Посмотрел, как это работает там, и теперь мы практически сравнялись в производительности с французами.
«Стали слишком заметны»
– Все как ‑ то очень легко получается. Неужели нет проблем?
– Их хватает, как и у любой компании, работающей в реальном секторе. Во-первых, у всех проблема с оборотными средствами. Кредиты дорогие, от подачи заявки до получения проходит до 90 дней. К тому же, участвуя в конкурсе стоимостью в миллиард, предприниматель должен не менее четверти от этой суммы поместить в банк в качестве гарантий. Естественно, это тормозит развитие. Еще одна проблема – недобросовестная конкуренция. Согласно опросам РСПП именно ее многие промышленники считают главным негативным фактором.
– Судя по регулярным нападкам на «Волгабас» в Интернете, ваши конкуренты тоже не дремлют?
– Прямых конкурентов, которые производят автобусы, у нас мало. По большому счету, это «Газ» и «Нефаз», подразделение «КамАЗа». Но сегодня нашими конкурентами являются и торговцы, то есть дилеры, которые реализуют автобусы из‑за рубежа, в том числе и б. у. Вот они абсолютно непредсказуемы. Хотя в этом есть и позитивный знак. Когда мы загибались и не знали, будем ли существовать, никто про нас ничего не писал. А теперь стали слишком заметны, неудобны. Кому понравится, когда «Волгабас» выигрывает тендер на поставку автобусов в Санкт-Петербург на два миллиарда?
– Не так давно претензии к предприятию предъявлялись из ‑ за автобусов с плохо работающими кондиционерами. Что здесь правда, а что нет?
– До этого газомоторных автобусов в регионе не было. Для нас это тоже был еще новый опыт, так что нарекания были справедливыми. Мы вовремя на них реагировали, заменили комплектующие, доработали конструкцию и получили у водителей и пассажиров положительные отклики. Но главное, что мы смогли создать эффективную систему обслуживания. Наши специалисты готовы по звонку выехать в любое время и в любое место. Мы каждое утро получаем сводку о том, сколько наших автобусов вышли на линии и есть ли какие‑то проблемы. Причем это касается не только Волгограда, но и других городов, включая Санкт-Петербург. Такой опыт эксплуатации наших автобусов – лучшая реклама, и это дает «Волгабасу» новые заказы.
– Те комплектующие, насколько я помню, были российскими. А как вообще процесс импортозамещения сказался на такой высокотехнологичной отрасли, как ваша?
– Начало было трудным. Ведь мы много покупали за границей: от стекол до оборудования ходовой. Вспомним хотя бы ситуацию с Турцией. Некоторые поставщики начали пытаться диктовать свои условия, но мы не намерены были поступаться своими интересами. Так будет и дальше. Кстати, потом многие к нам вернулись.
– И все же отечественной «начинки» в ваших автобусах стало больше?
– В наших автобусах большая часть комплектующих российского производства. Но сначала пришлось преодолевать другую проблему. Некоторые компании хотели работать по принципу «цены, как в Европе, а качество – как получится». И первыми эффект от этого испытали волгоградцы с теми самыми кондиционерами. В итоге мы нашли добросовестных поставщиков.
«Уходить во Владимир не собираемся»
– Сегодня у холдинга есть и еще один завод, во Владимирской области. Ходили даже слухи, что вы свернете производство здесь и перебросите квалифицированные кадры туда…
– Это полная ерунда. Наоборот, в 2017 году мы введем в Волгоградской области новые производственные мощности. Сегодня нужно быть большими, чтобы бороться за крупные заказы, и эти два предприятия отлично друг друга дополняют. В том числе и логистически. Нам необходимо присутствие компании в Центральном федеральном округе. Если раньше у наших конкурентов было в этом преимущество, то теперь возможности уравниваются.
– «Волгабас» всегда был известен настолько большим модельным рядом, что казалось – разработка новых автобусов становится самоцелью. Придерживаетесь ли вы той же политики сейчас?
– Моделей действительно создавали много, но это было нашим заделом на будущее. И сейчас настало время собирать камни. То есть наращивать выпуск тех моделей, которые уже разработаны, а сейчас востребованы рынком.
– Чем удивите Россию в ближайшее время?
– Во время передачи партии газомоторных машин Волгограду губернатором Андреем Бочаровым было высказано пожелание создать новую модель городского автобуса. Это значит, что в нас верят, и в нынешнем году мы такую машину выпустим. Она очень нужна всем российским перевозчикам – это я вам как транспортник говорю.
И еще о доверии. В непростое для завода время губернатор посетил предприятие вместе с главой Минпромторга Денисом Мантуровым, обратился к коллективу со словами поддержки и вручил федеральные и региональные награды. Эту моральную поддержку трудно переоценить.
Одновременно мы готовим инновационный электроавтобус, который нужен Волгограду, да и всем российским мегаполисам.
– Но ведь необходима соответствующая инфраструктура, зарядные станции?
– Все равно за этим будущее, и я уверен, что создание инфраструктуры станет федеральной программой. Сейчас идет Год экологии, так что выпуск этой машины будет очень своевременным. И как раз тут в полной мере проявится импортозамещение. Ведь сегодня сляпать электроавтобус из китайских комплектующих проще простого. А мы собрали все лучшее по России – задействованы предприятия Екатеринбурга, Череповца, Новосибирска, Волгограда. Сейчас над этим проектом работает самая передовая научная лаборатория, и я открою вам тайну – машина уже готова. Думаю, она проявит себя в деле уже к чемпионату мира по футболу 2018 года.
– А когда мы увидим в деле беспилотную MatrЁshkа?
– Она тоже готова, но для ее широкого использования нужно серьезно менять законодательство. Могу сказать одно – лидерство в области инноваций мы упускать не собираемся.