«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут», сказал великий мыслитель Древней Греции - Аристипп. Это изречение использовала Калинина Татьяна Сергеевна, воспитатель высшей категории МКДОУ «Детский сад №10 «Ивушка» города Фролово Волгоградской области в своем эссе, которое она прислала на региональный конкурс.
Талантливый педагог проводит обучение дошкольников по модульной образовательной программе «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей». В своем эссе она пишет: «Благодаря участию нашего сада в апробации и реализации программы мною был проведен курс занятий по финансовой грамотности. Работа по экономическому воспитанию детей в нашем саду строится на основе программы образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» с использованием методических рекомендаций по изучению курса, тетрадей по финансовой грамотности для дошкольников. Основной акцент сделан на применение наглядности и наглядных образов, задания даны в игровой форме, дополняются художественными рассказами о приключениях кота Белобока».
Педагог отмечает, что на занятиях в группе дети с удовольствием помогают коту и ждут новых встреч. Просмотренные мультфильмы, прослушанные стихи, загадки помогают закреплять полученные знания. Разнообразные варианты форм организации занятий дают возможность проявлять творчество, индивидуальность и помогают сделать изучение материала интересным и доступным каждому ребёнку. Дети с интересом узнают истории о котике Белобоке, рассматривая яркие иллюстрации, тексты сказок, знакомятся с основами экономики.
Содержание курса также обеспечивает воспитательную направленность. Дети учатся уважать труд и бережно относиться к результату труда людей, осознавать свои желания, правильно соотносить потребности с возможностями, понимать сможет ли позволить купить, совершить ту или иную покупку семейный бюджет. Несомненно, положительным моментом, который отмечает Татьяна Сергеевна, стало то, что занятия по финансовой грамотности направлены на воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. Многие дети группы имеют представление и могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, имеют достаточно представлений о мире экономики, употребляют экономические слова.
Радует тот факт, что родители детей группы проявляют свою заинтересованность и готовы на взаимодействие и сотрудничество в освоении региональной модульной образовательной программы для дошкольного образования. Большинство родителей считают, что обучение детей экономике и финансам нужно начинать в дошкольном возрасте, и видят необходимость в таком обучении. В семьях воспитанников обсуждаются с детьми темы, которые изучались на занятиях по финансовой грамотности, родители отмечают, что увидели изменения в поведении детей, заметили, что ребёнок стал бережнее относиться к вещам, стал участвовать в планировании семейных покупок, отметили употребление детьми слов на экономическую тему.
Педагог видит положительные изменения: «В ходе изучения базового модуля «Финансовая грамотность» у воспитанников сформировались первичные экономические представления и компетенции. Дети учатся определять основные потребности человека, соотносить собственные желания и возможности, понимать значимость труда человека. Усваивают, что нельзя купить любовь, дружбу, заботу, уважение, то, в чём каждый человек нуждается прежде всего. Они стали задавать вопросы, употреблять слова, связанные с финансами и экономикой. В активной речи появились слова «потребность», «товар», «банкнота», «цена», «банк». Полученные знания дети отражают в различных сюжетно-ролевых играх, воспроизводя трудовые процессы, например, «Магазин», «Сувенирная лавка», «Банк», в которые с удовольствием играют. Дети стали понимать, что любой товар создается трудом для удовлетворения потребности человека, а деньги облегчают процесс обмена товара, имеют представление о семейном бюджете, расходах семьи».
Таким образом, результатом преподавания курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» становится формирование первоначальных экономических представлений у детей, которые в будущем смогут стать финансово грамотными людьми.