Учеба для муниципалитетов
Напомним, что вчера между Федеральной антимонопольной службой и администрацией Волгоградской области было подписано соглашение о взаимодействии в развитии конкуренции. А сегодня замруководителя федерального ведомства Андрей Цыганов отвечал на вопросы журналистов.
– Волгоградская область – успешно развивающийся регион. Власти здесь проводят понятную, в том числе и в экономическом направлении, политику. И уверены, что сами в состоянии решить имеющиеся проблемы. Так что во время общения никаких просьб к нам не поступало, – отметил Цыганов. – Речь идет скорее об основных направлениях совместной работы. Так, мы понимаем, что кадры муниципалитетов надо учить, как не ошибаться и не наступать на одни и те же грабли, организуя госзакупки и закупки для муниципальных нужд. Статистика показывает, что подавляющее большинство дел, которые возбуждаются в отношении органов власти и должностных лиц в соответствии с законодательством о конкуренции, касается нарушений, которые допускаются именно на муниципальном уровне.
По словам замруководителя ФАС, проблемы у заказчиков и соискателей на получение госконтрактов вызваны и текучестью кадров в муниципалитетах, и ненадлежащим знанием законодательства, и не достаточно высоким уровнем специалистов, готовящих тендерную документацию для проведения закупок для муниципальных нужд.
Закон о госзакупках поправят с учетом опыта регионов
Другое направление сотрудничества – совершенствование законодательства о тех же самых госзакупках. К слову, вчера эта тема подробно и горячо обсуждалась Андреем Цыгановым и губернатором Андреем Бочаровым. На пресс-конференции представитель ФАС отметил, что ведомство научилось выявлять проблемные места в госзакупках и готово передать знания регионам.
– ФЗ-44 совершенствуется уже в течение многих лет, в него вносится огромное количество крупных и мелких изменений, – заметил Андрей Цыганов. – Мы рады тому, в каком направлении идет процесс: он направлен на интересы потребителей, на экономию бюджетных средств, на обеспечение обязательного участия малых и средних предприятий в госзакупках.
Все больше используется электронная форма, что усложняет сговор между организатором торгов и предполагаемым победителем. Специалисты, работающие в области госзакупок, говорят, что пришло время для более полного переписывания закона, чтобы он отражал достижения, к которым пришли за последние несколько лет. Существующее экспертное мнение тоже нацеливает не на точечное внесение поправок – более ценным и понятным документ можно сделать именно на основании колоссального опыта его применения.
Тарифы без споров тоже не обходятся
Федеральная антимонопольная служба – многофункциональное ведомство, несколько лет назад оно стало отвечать и за регулирование тарифов.
– Часть полномочий относится к федеральному уровню, а другая – субъектам. Если есть серьезные расхождения, даже методологического характера, то нет никакой единой тарифной политики, понятной для предпринимателей и жителей, – считает Андрей Цыганов. – Во время наших поездок по субъектам РФ, мы убедились, что тарифное регулирование устроено по-разному: где-то соблюдается баланс интересов между теми, кто оказывает услуги и кто получает, а где-то все сливки снимает регулируемая организация. Споры касаются не только уровня тарифов, но и вопросов технологического присоединения, к сетям, стоимости межоператорского взаимодействия. И Волгоградская область – достаточно хороший позитивный пример в сфере тарифного регулирования.
А еще оценивая регион с точки зрения развития конкуренции, он напомнил, что по оценке Аналитического центра Правительства РФ, область поднялась с 65-го на 23-е место. По рейтингу же непосредственно УФАС занимает прочную позицию в середине.
Была затронута и тема наведения порядка на рынке ритуальных услуг.
– Очень часто в субъектах – и не только в Волгоградской области – происходит перекос в ценообразовании, – отметил Андрей Цыганов. Причина в том, что на этом рынке не развивается конкуренция, он монополизирован. Причем, предприятия нарушают законодательство, в том числе и не предоставляя информацию.
Сейчас ФАС на уровне центрального аппарата рассматривает дело в отношении администрации Волгограда по факту ограничения конкуренции на рынке ритуальных услуг. Идет сбор доказательств, которые должны подтвердить или опровергнуть вину муниципальных органов власти в ограничении конкуренции.
Цыганов рассказал, что несколько лет назад похоронил в Волгограде своего деда, участника Великой Отечественной войны.
– Если бы не заслуги героя – ритуальные услуги составили бы всю его годовую пенсию, – отметил замначальника ФАС. – При этом нужно год экономить на всем. Общие затраты на похороны в Волгоградской области и в любом другом субъекте РФ сейчас дороже, чем в Москве.
Светлана Усанова. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага и архив.