"Обучающая игра как особая форма занятий по финансовой грамотности". Подведение итогов конкурса: 3 место

Для успешного проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности очень важна консолидация накопленного опыта педагогов, работающих в школах, колледжах, ВУЗах, и последующая его трансляция по всем учебным заведениям региона и страны.

Региональный конкурс «Финансовая грамотность молодежи», проводимый в Волгоградской области, направлен на выявление и продвижение методик, образовательных инструментов, визуальных материалов и других средств в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей в финансовой сфере, а также содействует появлению новых инициатив в данном направлении.

В Конкурсе принимали участие педагогические работники и обучающиеся общеобразовательных организаций, педагоги и воспитанники организаций дополнительного образования детей, педагогические работники и студенты профессиональных образовательных организаций нашего региона.

Составной частью мероприятия является региональный конкурс эссе «Финансовая грамотность в зеркале педагогического мастерства», и мы рады представить Вам одного из победителей -  преподавателя  ГБПОУ «ВЭТК» Клинову Оксану Васильевну, занявшую почетное третье место в номинации «Обучающая игра как особая форма занятий по финансовой грамотности».

Её работа обосновывает важность подобных мероприятий для повышения усвояемости знаний детьми младшего школьного возраста. Далее Вы можете ознакомиться с текстом работы.

 

«Игровые формы в обучении финансовой грамотности»

 

Сегодня мало у кого остаются сомнения в необходимости формировать у молодёжи знания по финансовой грамотности. Получая фундаментальное образование, дети практически не знакомы с основами грамотного обращения с финансами, как следствие отсутствие умения планировать личный, а позднее и семейный бюджет. Не делают сбережений на случаи непредвиденного снижения уровня дохода или возникновения непредвиденных расходов, поэтому, не задумываясь о последствиях, накапливают кредитные обязательства. Дополнительный риск, связанный с невысоким уровнем финансовой грамотности, заключается в том, что часто люди, взявшие кредиты, в силу своей финансовой неграмотности могут оказаться не в состоянии их отдать.

В настоящее время во многих странах мирах осуществляется процесс разработки и внедрения национальных программ и стратегий формирования финансовой грамотности населения, который активно поддерживается Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития и рядом других международных организаций.

Финансовая грамотность нужна всем категориям населения, следовательно, чем раньше человек столкнётся с этими вопросами, тем проще ему будет потом. Для детей и подростков оптимальной формой её усвоения является, как мне кажется, игра. Почему, спросите вы. Ответ прост – всё, что связано с финансами скучно, сложно и не интересно. Без прочной мотивации тратить время на то, что выходит за пределы школьной программы дети и подростки не спешат. Следовательно, организация таких (дополнительных) занятий должна быть интересной. А что любят все, независимо от возраста? Правильно, играть!

Что нам даёт игра: возможность освоить сложное через простое. В процессе игры лучше усваиваются правила и понятнее роли. Финал игры позволяет увидеть успешность или неуспешность выбранной стратегии. То есть, в несерьёзной форме игра позволяет производить серьёзные ситуации. Но для того, чтобы всё получилось именно так, с пользой для играющих, подготовка требуется особо кропотливая. Казалось бы, куда как проще просто прочитать лекцию, задать вопросы на понимание и на том успокоиться с чувством выполненного долга. Однако, что останется после такой работы? Процентов двадцать информации, в лучшем случае. А игра? Действительно ли она позволит сохранить больше? Психологи убеждены, что да!

Игра интерактивна, она позволяет выстроить весь цикл обучения: участники получают опыт «здесь и сейчас», обсуждают его, делают выводы и обобщения и могут продумать, как применить полученные знания и навыки в своей практической деятельности.

Какие у игры достоинства? Она дает каждому возможность участвовать. Предоставляет участникам разнообразный по спектру и содержанию опыт, помогает выявить установки, типы поведенческих реакций, используемые техники и технологии, имеющиеся навыки. Позволяет участникам в значительной степени влиять на ход, содержание, процесс, темп игры; обеспечивает быструю и качественную обратную связь, поскольку позволяет получить конкретный материал (действия участников) и на его основе выстраивать обсуждение. Нельзя сбрасывать со счетов и эффект соревновательности, он заставляет учиться друг у друга.

Однако, говоря о преимуществах игры, не следует забывать о недостатках. Об одном я уже сказала – огромная трудоёмкость на этапе подготовки. Но если вы думаете, что на этом проблемы закончатся, вы очень ошибаетесь. Дело в том, что дети не всегда ведут себя по правилам, а ещё имеют склонность увлекаться и нарушать регламент. И здесь надо уметь так поставить всё на место, чтобы не получилось авторитарного давления и, как следствие, потери интереса к дальнейшей игре.

Из собственного опыта могу сказать, что для того чтобы игра максимально приносила пользу недостаточно сыграть разок-другой. Здесь важна система, постоянство. И результат тоже будет не мгновенным. Терпение и только терпение. Уже через месяц регулярно проводимых игровых занятий вы увидите разницу: участники перестанут перетягивать инициативу на себя, научатся действовать по правилам и в рамках игры. Вам станет проще её контролировать. А вот тогда и начнёт давать о себе знать весь позитивный потенциал игры. 

 
По теме
-Ольга Сергеевна, решение такой глобальной проблемы как повышение финансовой грамотности без привлечения сторонних организаций и общественности было бы сложной задачей?
Сегодня мы продолжаем подводить итоги II конкурса эссе «Финансовая грамотность в зеркале педагогического мастерства»  в номинации «Обучающая игра как особая форма занятий по финансовой грамотности».
В Волгоградской области проведено обучение пятидесяти сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением.
DSC_3642 - Газета Восход В Светлоярской школе № 1 уже два года работает педагог Надежда Дивавина Программа «Земский учитель» — это проект, разработанный в рамках программы РФ «Развитие образования».
Газета Восход
В Волгоградской детской галерее в девятый раз состоится фестиваль «Золотая палитра» - Портал культуры Выставка по результатам IX областного фестиваля изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Золотая палитра» откроется 6 апреля в Волгоградской областной детской художественной галерее.
Портал культуры