По итогам 2015 года и 1 полугодия 2016 года финансирование мероприятий программы «Жилище», констатировала КСП, осуществлено на достаточно низком уровне – 23,6% от прогнозных расходов, при этом финансирование за счет средств федерального бюджета составило 58% от плана, областного бюджета – 50,2%, местного бюджета – 24,8%, внебюджетных источников – 2 процента.
Плановые значения этой госпрограммы в части обеспечения жильем детей-сирот, предоставления молодым семьям социальных выплат для улучшения жилищных условий, а также обеспечения объемов ввода жилья и питьевого водоснабжения регионом не достигнуты.
Так, доля детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями, в общей численности детей, которым полагается предоставить жилье, составила в проверяемом периоде 14% при запланированных 19 процентах. Неисполнение целевых показателей данной подпрограммы обусловлено, в частности, нарушением застройщиками сроков ввода объектов в эксплуатацию; несостоявшимися аукционами на приобретение жилых помещений ввиду низкой стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения, установленной Минстроем России для Волгоградской области, на фоне сложившихся среднерыночных цен; отказом детей-сирот от предложений о предоставлении временного жилья.
В ходе проверки использования средств, направленных на приобретение 40 квартир для детей-сирот в Среднеахтубинском муниципальном районе, КСП установлено превышение контрактных цен на приобретение квартир (26,3 тыс. руб. за 1 м 2) над имеющимися на рынке предложениями (19,3 тыс. руб. за 1 м 2 ), а также отсутствие в жилом комплексе уличного освещения, озеленения и благоустроенных подъездных путей.
При исполнении госконтрактов на строительство жилых домов в пос.Новостройка Палласовского района и в г.Жирновске состав, виды и объемы выполняемых работ, как показала проверка, претерпевали изменения (как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения) до 50% от стоимости контракта. Однако, в нарушение областных нормативных актов, проверка достоверности определения сметной стоимости не предусмотренных проектной документацией работ не проводилась. Кроме того, при выявлении недостатков выполненных работ (трещин в стенах, отслоения керамической плитки, коррозии входных металлических дверей и др.) требований к подрядчику об их устранении в рамках гарантийных обязательств со стороны ГКУ ВО «УКС» не предъявлялось.
Финансирование мероприятий подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» из федерального и областного бюджетов произведено в проверяемом периоде в полном объеме – 361,3 млн. рублей. Вместе с тем их софинансирование из местных бюджетов составило всего лишь 10,8% от плана, или 12,3 млн. руб., за счет внебюджетных источников – 9,2%, или 84,4 млн. рублей.
В результате непринятия областным комитетом молодежной политики мер, направленных на эффективное использование муниципалитетами средств, 16,7 млн. руб. (при наличии неисполненных обязательств, предусмотренных соглашением с Минстроем России) были возвращены в минувшем году в федеральный бюджет. При этом только 100 из запланированных на этот период 370 семей улучшили свои жилищные условия.
Отложено на неопределенный срок реализация решения о бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для жилищного строительства. Несмотря на принятые бюджетные и денежные обязательства, а также на завершение работ первого этапа – разработки проектной документации на строительство инженерных сетей в Советском районе Волгограда, ассигнования на данные мероприятия подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Волгоградской области» (21,0 млн. руб.) при внесении изменений в бюджет 2015 года были сняты.
Мероприятия по разработке схемы территориального планирования Волгоградской области, предусматривающие: подготовку проектов планировки и межевания территорий для размещения объектов регионального значения; разработку материалов для установления границ зон затопления и подтопления; расчет рисков чрезвычайных ситуаций от гидротехнических объектов на территории региона, а также разработку региональных нормативов градостроительного проектирования, на которые из областного бюджета в 2015 году направлено 18,6 млн. руб., выполнены, согласно отчетам Облстроя, в полном объеме. Между тем схема территориального планирования, разработанная в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, на момент проверки КСП оставалась неутвержденной, тогда как именно утверждение этого документа высшим исполнительным органом власти (до 31.12.2015) является показателем качественного исполнения государственного задания.
В свою очередь отсутствие утвержденной схемы территориального планирования, отмечают в КСП, сделало невозможным завершение работ по разработке проектной документации на реконструкцию улично-дорожной сети Волгограда в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года.
В числе нарушений, выявленных в ходе проверки реализации в регионе подпрограммы «Чистая вода», КСП прежде всего указала «затягивание» конкурсных процедур со стороны МКУ «Служба единого заказчика-застройщика администрации Волгограда» ввиду некачественно подготовленной аукционной документации, в связи с чем работы по водоснабжению пос. Аэропорт, реконструкции резервного электроснабжения канализационно-очистной станции на острове Голодный, подводному переходу через р.Волгу основного и резервного напорных коллекторов в Центральном районе Волгограда были начаты с задержкой на 3-5 месяцев. Кроме того, финансовыми контролерами отмечены нарушения на объектах установленных графиков производства работ, что содержит риск срыва их выполнения в плановые сроки.
По результатам проверки КСП комитету строительства Волгоградской области рекомендовано:
- определить строительство (в рамках которого начальная максимальная цена контракта должна определяться проектно-сметным методом, предполагающим впоследствии проверку достоверности сметной стоимости) как наиболее предпочтительный метод формирования специализированного жилищного фонда региона для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями;
- ускорить утверждение методических рекомендаций по определению начальной максимальной цены контракта для обеспечения нужд Волгоградской области в сфере строительства, а также схемы территориального планирования.
Комитету молодежной политики Волгоградской области в целях недопущения возврата в федеральный бюджет средств, полученных на реализацию подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье», рекомендовано принять меры, направленные на эффективное использование муниципальными образованиями Волгоградской области средств федерального и областного бюджета, и обеспечить достижение целевого показателя госпрограммы «Жилище 2016».