Если при оформлении финансовой услуги были нарушены ваши права, не торопитесь идти в суд, а попробуйте договориться.
– «Идти на мировую» выгодно обеим сторонам, – поясняет начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Виталий Осадчий. – Например, если при оформлении кредита гражданину навязана дополнительная услуга, досудебное урегулирование спора поможет ему быстро снизить платеж, не дожидаясь решения суда. Для банка выгоднее избежать административного наказания и штрафа, а также выплаты неустойки за пользование денежными средствами гражданина и компенсации его морального вреда. Да и репутация при судебном процессе больше страдает, поскольку эти сведения могут попасть в СМИ.
Мирный разговор можно начать с устного обращения в службу клиентской поддержки финансовой организации. В серьезных компаниях стараются разрешить конфликты уже на этом начальном уровне. Не нашли общего языка, вспомните поговорку: «Что написано пером – не вырубишь топором», то есть пишите письменную претензию. Помните: грамотно составленная претензия – это 50 % успеха.
– Банки могут разрабатывать специальные бланки заявлений, но и в свободной форме претензия обязательно должна быть принята и рассмотрена, – отмечает руководитель волгоградского отделения межрегиональной общественной организации «Кредитный правозащитник» Екатерина Трубихова. – Если отдаете претензию лично, подготовьте копию, на которой распишется сотрудник банка – как доказательство, что банк получил ваше письмо именно в эту дату. При этом он должен указать свои ФИО и должность. Направляете претензию по почте? Не забудьте заполнить уведомление о вручении и опись вложения. Содержание претензии, как правило, типичное. В нем указываются реквизиты банка и заявителя, а также договор, из которого вытекает сам спор, и суть претензии. Обязательно необходимо поставить дату и подпись заявителя. Главное, все сделать своевременно.
В этом недавно убедился пенсионер из Волгограда Николай Васильевич Емельяненко. Он смог вернуть не только сумму навязанной страховки, но и комиссию за выпуск и обслуживание совершенно не нужной ему дебетовой карты, куда перевели часть его кредита. Сумма удовлетворенных требований по его претензии составила 35 тыс. рублей. И это при том, что кредит пенсионер брал всего на 80 тыс.!
Как показывает практика «Кредитного правозащитника», в досудебном порядке наиболее эффективно решается именно вопрос возврата суммы навязанных страховок при заключении кредитного договора. Также банки быстро разрешают в пользу заемщика споры, связанные с начислением штрафов за просроченную задолженность, когда она возникла, например, из-за неисправности банковского терминала.
Кстати, еще в 2014 году в России был принят закон об основах общественного контроля, и общественники активно подключаются к законодательному регулированию финансовой сферы.
– В том числе и благодаря общественному контролю недавно были приняты изменения в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», в котором теперь прописаны регламент их деятельности по возврату просроченной задолженности, статус коллекторов, взаимодействие с должниками, – подчеркивает председатель комиссии по вопросам законности и прав граждан региональной Общественной палаты, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук Светлана Казаченок. – Главное, не замалчивать нарушения финансовых организаций и подключать общественные институты к решению этих проблем.
Светлана Усанова
Источник: http://rodgor-vlg.ru/gramotnaja-pretenzija-polovina-uspeha.html