Одним из условий участия в конкурсе на получение гранта на развитие семейных животноводческих ферм, установленных областными нормативными правовыми актами, явилось наличие у претендентов не менее 40% собственных денежных средств, предусмотренных планом предстоящих расходов. Результаты проверки показали, что это условие для большинства фермеров оказалось невыполнимым и заведомо предполагало возможность нарушений, что, в свою очередь, могло привести к коррупционным проявлениям при распределении грантов.
В итоге в 2015 году более половины проверенных фермеров для участия в конкурсе предоставили в комитет сельского хозяйства Волгоградской области документы с недостоверными сведениями о наличии необходимого объема собственных денежных средств. Так, на счета фермеров средства поступали, как правило, в день получения банковской выписки, и практически сразу (на следующий день или по прошествии нескольких) возвращались либо как ошибочно перечисленные, либо по причинам расторжения договоров, невыполнения установленного объема работ и т.п. По формальным признакам 98 млн. руб. выданных в виде грантов подлежали возврату в областной бюджет в полном объеме.
При этом КСП отметила, что в четырех случаях по документам, принятым комитетом у фермеров, уже было видно несоблюдение ими требования о наличии собственных денежных средств (у троих, согласно банковским выпискам, средства оказались не собственными, а заемными, у четвертого – их объем составлял 36,1%). Тем не менее, эти претенденты были допущены к конкурсу и получили грант, что, по мнению КСП, свидетельствует о ненадлежащей проверке областным комитетом сельского хозяйства представленных для получения гранта документов.
Между тем федеральные нормативные правовые акты, как установлено проверяющими, не содержат нормы, предусматривающей наличие у фермера, претендующего на получение гранта, не менее 40% денежных средств от предстоящих плановых расходов. В этой связи установленная на региональном уровне норма, считают в КСП, должна быть пересмотрена.
В дальнейшем при расходовании гранта и собственных средств большинство фермеров соблюдали установленную долю софинансирования. Однако 4 грантополучателя расходовали бюджетные средства, привлекая менее 40 процентов собственных, то есть с нарушением действующих нормативных правовых актов. Причем тремя из них ввиду несоблюдения установленной доли софинансирования в отчетах об использовании гранта указывались недостоверные сведения – расходы за счет гранта были занижены, а расходы за счет собственных и заемных средств, наоборот, завышены.
В отношении этих фермеров за нарушение условий предоставления гранта возбуждено административное производство. Полученные ими в виде грантов 25,2 млн. руб. подлежат возврату в областной бюджет.
Проведенный контрольно-счетной палатой анализ результативности грантовой поддержки показал, что в отдельных случаях животноводческие фермы в установленный срок грантополучателями не созданы, т.е. основная цель предоставления гранта не достигнута, а бюджетные средства израсходованы неэффективно.
Примером тому – двое сельхозпроизводителей, получивших гранты на развитие семейных животноводческих ферм в 2013 году: у первого строительство фермы продолжалось после установленного срока только за счет собственных средств, а вторым – приобретенный за счет гранта и собственных средств КРС был реализован, отчасти в связи с бруцеллезом животных. Таким образом, предоставленные в виде гранта 5,7 млн. руб. израсходованы неэффективно. Еще одному фермеру, своевременно (в течение 18 месяцев) не освоившему полученные бюджетные средства, срок использования гранта, в нарушение федеральных и областных нормативных актов, был продлен на 3 месяца, тогда как согласно действующему законодательству грант подлежал возврату в областной бюджет. В отношении еще двух из тринадцати фермеров, получивших гранты в 2013 году, возбуждены уголовные дела по фактам незаконного получения ими бюджетных средств на общую сумму 6 млн. рублей.
Имели место, как показала проверка, и такие факты, как отвлечение средств гранта на другие расходы, отсутствие имущества, оплаченного за счет гранта, и др.
Так, одним из фермеров не были представлены для проверки песок, кирпич силикатный и трубы профильные на общую сумму 1,2 млн. руб., оплаченные соответственно в октябре 2014 года, январе и сентябре 2015 года. Кроме того, вместо приобретенных плит перекрытий и силикатных блоков общей стоимостью 954,0 тыс. руб. для осмотра были представлены 2 полуразрушенных здания на территории Калмыкии, которые, по пояснениям этого фермера, предстоит разобрать на плиты перекрытия и силикатные блоки.
Проверяющие установили несоответствие большинства данных, отраженных в отчетах фермеров, предоставленных в комитет сельского хозяйства, фактическим сведениям, зафиксированным в их книгах доходов и расходов, налоговых декларациях и трудовых договорах с работниками. Следовательно, и отчетность регионального комитета, направляемая в Минсельхоз РФ, содержит недостоверные сведения о деятельности региональных грантополучателей.
По результатам контрольного мероприятия КСП рекомендовала комитету сельского хозяйства Волгоградской области:
-изменить установленный в регионе порядок предоставления грантов, предусмотрев четкие условия их получения, в том числе срок создания семейной животноводческой фермы, несоблюдение которых влечет возврат средств в бюджет;
-изменить норму размера собственных и заемных средств на момент получения гранта;
-установить целевые индикаторы, запрет на отвлечение средств гранта на иные цели, а также требование об обязательном получении главами хозяйств заключений органов государственного ветеринарного надзора о соответствии предполагаемых для строительства, реконструкции, модернизации животноводческих комплексов и других предприятий по производству, переработке и хранению продуктов животноводства, действующим ветеринарным нормам и правилам.
Кроме того, считают в КСП, там, где не достигнута цель предоставления грантов и не соблюдены требования, установленные в нормативных правовых документах, необходимо обеспечить возврат средств в областной бюджет.
Материалы проверки направлены региональным парламентариям, Губернатору Волгоградской области, в областную прокуратуру, а также в правоохранительные органы для проверки обоснованности расходования средств гранта тремя главами крестьянско-фермерских хозяйств.