Уполномоченный по правам человека в России о миграционных процессах и защите прав иностранных граждан на территории Российской Федерации

22 марта Уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова представила Президенту Российской Федерации Владимиру Путину ежегодный доклад и проинформировала главу государства о состоянии прав человека в стране.

Основные тенденции в сфере прав человека выявлены на основе анализа обращений к федеральному и региональным уполномоченным, а также полномасштабного социологического исследования, проведенного в 2015 году практически во всех регионах России Фондом «Общественное мнение» по заказу Уполномоченного. Особое внимание в докладе обращается на вызовы национальной безопасности, которые прямо влияют на основополагающее право - право на жизнь.

Неконтролируемые потоки нелегальной миграции и «прозрачные» границы отнесены к основным угрозам правам и свободам человека в России

На протяжении 2015 года к Уполномоченному поступило 64  189 разного рода обращений. Доля обращений, относящихся к группе личных прав и свобод человека и гражданина, составила 6% от общего числа обращений. Из них 71% жалоб связан с вопросами гражданства и правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В качестве основной неразрешимой для себя проблемы обратившиеся называли трудности с оформлением легального пребывания на территории России и, следовательно, трудоустройством. Жалобы, относящиеся к тематике правового положения граждан стран СНГ в России, а также связанные с проблемой выдворения иностранных граждан за пределы Российской Федерации и запрета на въезд в Российскую Федерацию, составили 33,6% от числа обращений по вопросам миграции.

Ниже Вашему вниманию предлагается раздел Доклада, посвященный миграционной проблематике и защите иностранных граждан на территории России.

 

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан на территории Российской Федерации

В последние годы все отчетливее выявляются новые реалии и новые вызовы, с которыми приходится или придется сталкиваться Российской Федерации. Нарастающий процесс глобализации не ограничивается формированием новых финансовых и информационных потоков, но и активно влияет на интенсивность и структуру транснациональной миграции. На первый план выходят незаконная миграция и нелегальная трудовая иммиграция как один из основных источников распространения угрозы терроризма. Как Россия сможет адаптироваться к новой реальности во многом зависит от ее готовности ответить на эти вызовы взвешенной миграционной политикой, увязывающей национальные интересы страны и соблюдение прав человека.

Миграционный поток в Европу лишь косвенно коснулся России, поскольку потенциальные беженцы большей частью рассматривают Россию как транзитное государство на пути в страны западной Европы. Тем не менее Уполномоченному дважды пришлось вмешиваться в ситуацию, когда норвежские и финские пограничные службы блокировали погранпереходы в свои страны и оставили под открытым небом на морозе несколько тысяч человек. В результате совместных усилий представителей Пограничной службы ФСБ России, Уполномоченного и местных органов власти проблема была решена.

По состоянию на 1 января 2016 года на территории Российской Федерации находились 9 924 726 иностранных граждан.

По данным Автоматизированной системы аналитической отчетности ФМС России, за 2015 год зафиксировано почти 54,5 миллиона пересечений (въезда) иностранными гражданами и лицами без гражданства государственной границы Российской Федерации, что на 4,4% больше показателя за аналогичный период прошлого года. В 2015 году на территорию Российской Федерации въехало более 17 миллионов иностранных граждан. Наибольшая доля (55,6%) в числе прибывших мигрантов по-прежнему принадлежит гражданам Украины, Узбекистана, Казахстана и Таджикистана.

В 2015 году гражданство Российской Федерации приобрели 209 799 человек. Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году, основную долю составляют граждане государств - участников СНГ (91,0%), среди которых 35,3% - граждане Украины.

Особую обеспокоенность вызывают миграционные процессы, вызванные радикализацией гражданского конфликта на Украине в 2014 году. Всего в период с 1 апреля 2014 года на территорию Российской Федерации въехало (без убытия) 1,1 миллиона лиц, ранее проживающих на юго-востоке Украины. На территории 61 субъекта Российской Федерации развернуто 282 пункта временного размещения (ПВР), в которых были обустроены более 13 тысяч человек, в том числе более 4 тысяч детей.

Анализируя ситуацию с приемом и обустройством граждан Украины, ищущих убежище на территории России, следует признать, что, несмотря на привлечение значительных финансовых и материальных ресурсов, действия исполнительных органов государственной власти все это время носили сугубо временный характер и были рассчитаны на возвращение украинских граждан в места постоянного проживания на территории Украины. Именно это предусматривает постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1502, в соответствии с которым определен исчерпывающий перечень населенных пунктов в Донецкой и Луганской областях Украины, жители которых могут рассчитывать на государственную поддержку. Не попавшие в этот список украинские граждане должны решать вопросы своего дальнейшего проживания самостоятельно.

В адрес Уполномоченного, как и в адрес уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, приходят обращения, в которых приводятся примеры попыток принудительного выселения из ПВР одиноких матерей с несовершеннолетними детьми, инвалидов и стариков, поскольку они не отвечают критериям определений, содержащихся в указанном постановлении Правительства. Очевидно, что решения федеральных и региональных органов государственной власти в отношении пострадавших граждан Украины не отражают сложившуюся в ПВР ситуацию и, как следствие, реальное число украинских граждан, действительно нуждающихся в помощи.

К сожалению, не все украинские граждане имеют возможность самостоятельно обустраиваться на территории России или вернуться на территорию Украины. Даже в отсутствие боевых действий и при наличии сохранившегося жилья возвращение домой для части жителей Юго-Востока Украины остается весьма проблематичным. Уровень медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения, социальной и других видов помощи в этом регионе несопоставим с тем, что они получают в России. Сохраняются проблемы с дошкольным и начальным школьным образованием. Фактически, люди вновь будут поставлены на грань выживания.

Не вызывает сомнения необходимость дифференциации государственной помощи украинским гражданам, вынужденно покинувшим места своего проживания на Украине. Однако вывод о целесообразности государственной поддержки каждого конкретного гражданина должен строиться не на формальных оценках общественно-политической ситуации на Юго-Востоке Украины, а на совокупности всех данных, препятствующих его возвращению на родину.

Одним из вариантов решения проблемы, связанной с обустройством пострадавших украинских граждан, может стать Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Практическая реализация Государственной программы осуществляется в 59 субъектах Российской Федерации в 8 федеральных округах. В 2015 году к работе в рамках программы приступили Удмуртская Республика, Астраханская, Вологодская, Ленинградская и Рязанская области. В 2015 году принято 114 348 заявлений об участии в реализации Государственной программы, оформлено 104 529 свидетельств участника Государственной программы. Граждане Украины составляют 60,2% от общего числа участников программы.

Вместе с тем, исходя из социально-экономической обстановки в России, необходимо активизировать информационные кампании, направленные на поддержку программ переселения соотечественников, включая повышение уровня толерантности местного населения. Успешная реализация переселенческих программ возможна только в случае соблюдения устойчивого баланса интересов местных жителей, переселенцев, работодателей и государства.

В 2015 году в территориальные органы ФМС России от иностранных граждан поступило 1 358 ходатайств о признании беженцами и 151 131 заявление о предоставлении временного убежища из 60 стран. Среди обратившихся наибольшее количество составляют граждане Украины (около 130 тысяч человек, или 98%), Сирии (1,4 тысячи человек, или 1,1%) и Афганистана (1,1 тысячи человек, или 0,8%). Обращает на себя внимание, что только 112 человек, или 8,2% смогли доказать свое право на получение статуса беженца, причем большая часть из них является украинскими гражданами.

По состоянию на 31 декабря 2015 года на учете территориальных органов ФМС России состояло 770 беженцев и 313 707 лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации. Очевидно, что для такой страны, как Россия, эти цифры абсолютно не отражают реального положения дел в этой сфере. Причем вне зависимости от событий, происходящих в мире, число иммигрантов, признанных беженцами в России, за последние десять лет практически не менялось и составляло от 500 до 900 человек в год. Аналогичная ситуация и с лицами, получившими временное убежище по гуманитарным основаниям: их число за те же годы не превышало пяти тысяч человек. Соотношение мигрантов из стран СНГ и Евросоюза достигло 70% и 10%, соответственно. В последние годы число мигрантов в России увеличилось почти на 40%.

Несмотря на то что по данным Всемирного банка Россия занимает второе место после США по приему иммигрантов, для страны, присоединившейся к Конвенции ООН (1951 года) и Протоколу (1967 года), касающихся статуса беженцев, процесс признания иммигрантов беженцами требует серьезного совершенствования.

Так, во втором полугодии 2015 года наметилась тенденция к сокращению их числа - на 1 января 2016 года на территории Российской Федерации находилось на 9,5% меньше иностранных граждан, чем на 1 января 2015 года. Это можно объяснить тем, что процедура их легализации чрезвычайно усложнена. В свою очередь, это ставит под сомнение возможность беспрепятственной реализации иммигрантами прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Особое значение это приобретает в связи с тем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации иммигрант может утратить свой легальный статус на каждом этапе пребывания в Российской Федерации, начиная от въезда в страну, регистрации, трудоустройства и заканчивая выездом. Отсутствие легального статуса влечет за собой высылку иммигранта за пределы России.

Надо также отметить, что в Федеральной миграционной службе России отсутствует управление по делам беженцев и вынужденной миграции - соответствующий отдел входит в состав Управления по вопросам гражданства. Очевидно, что гражданство и убежище представляют собой разные общественные институты, имеющие совершенно различные правовые источники. Имеющее место невнимание к институту убежища привело к тому, что судебные органы, как правило, не готовы к рассмотрению дел по предоставлению убежища, судьи не знают международных правовых документов в этой области и находят для себя простой выход в том, что принимают решения почти исключительно по подсказке государственных органов. Нельзя не отметить, что параллельной проблемой стало положение в России лиц без гражданства, по которым также принимаются решения об административном выдворении, хотя исполнить такое решение невозможно из-за отсутствия страны, которая обязана их принять.

Серьезной проблемой в сфере регулирования и контролирования миграции является ведомственная разобщенность. Вопросами адаптации и интеграции мигрантов только на федеральном уровне занимаются сразу несколько ведомств (в структуре ФМС России, Минтруд России и Минобрнауки России). Однако ни одно из них не является головным координатором в решении данных задач. Соответственно, до сих пор не выработано четкой стратегии государственной миграционной политики в сфере адаптации и интеграции мигрантов и защиты укоренившегося населения.

Все указанное свидетельствует о том, что назрела необходимость выделения института убежища в отдельный объект управления, включающий управляющий орган на федеральном уровне (по меньшей мере полноценное управление в рамках ФМС России), назначения ответственного лица в правительстве РФ, отвечающего за данный вопрос, проведения специального обучения судей международному праву в области предоставления убежища, обобщения судебной практики, а также создания специальной площадки для обсуждения проблемы убежища со смежными министерствами и ведомствами, судебными органами, общественными организациями, представителями УВКБ ООН, давно и эффективно занимающимися проблемами беженцев и других групп вынужденных мигрантов.

Несомненно, миграционные процессы влияют на состояние социокультурного баланса, когда права мигрантов могут вступать в конфликт с правами местного укоренившегося населения. Сегодня эксперты отмечают, что если в 90-е годы и в начале 2000-х годов мигранты воспринимались в первую очередь, как экономические конкуренты, а в середине 2000-х годов на первый план вышла криминальная составляющая неконтролируемой миграции, и резонансные преступления, совершаемые мигрантами, вызывали к жизни многочисленные протестные акции, то в 2010-е годы в мигрантах (в первую очередь, выходцев из мусульманских стран) все чаще видят проводников этно-религиозного экстремизма.

По данным ФКУ "ГИАЦ МВД России", в 2015 году иностранными гражданами на территории Российской Федерации совершено 46 388 преступлений, в том числе гражданами государств - участников СНГ - 37 232 преступлений, или 87% от общего числа. Удельный вес совершенных иностранными гражданами преступлений в общем количестве раскрытых по Российской Федерации стабильно составляет 3,8%, при этом в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге этот показатель составляет 18,8%, 12,6% и 12,4%, соответственно.

В связи с этим представляется необходимым предпринять комплекс мер, нацеленных на недопущение формирования на территории Российской Федерации моноэтнических анклавов - мест компактного проживания большого числа мигрантов в одном небольшом населенном пункте, в одном районе крупного города. Административное регулирование определения мест проживания иммигрантов - один из редких случаев, когда такое администрирование является не только неизбежным, но и оправданным с точки зрения защиты прав и свобод в ее всеобщем измерении.

Особую остроту в последнее время приобретает вопрос появления в городах-миллионниках таких способов размещения приезжих, как расселение в хостелы. В связи с этим в сентябре 2015 года был разработан и внесен в Государственную Думу законопроект, который запрещает использовать жилые помещения в качестве гостиницы, иного средства временного размещения, а также предоставлять в них гостиничные услуги. Ранее законодатель пытался решать проблему с незаконной миграцией посредством ограничения числа лиц, зарегистрированных на единице квадратных метров жилой площади, для чего был принят Федеральный закон от 21 декабря 2013 года N 376ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Однако реально он не препятствует превращению квартир в обычных жилых многоквартирных домах в подобие общежитий для мигрантов. Уполномоченный принимает участие в обсуждении законодательных инициатив в сфере миграции. В данном контексте устанавливаемые законом ограничения правового режима пребывания иностранных мигрантов в России оправданы императивами национальной безопасности.

С 1 января 2015 года упрощено регулирование трудовой деятельности иностранных граждан, в частности для мигрантов, въехавших в Россию в безвизовом порядке, механизм квотирования заменен на работу по патенту. Репрессивные меры в сфере трудового найма, равно как и ужесточение полицейского режима для мигрантов (например, вопросов их регистрации) зачастую дают лишь дополнительные поводы для обогащения нечистых на руку чиновников и правоохранителей. Одними лишь административными мерами негативные тенденции переломить не удастся, не подкрепив их шагами экономического, социального, информационного характера. Учитывая, что мигрантами в основном сейчас осваиваются и монополизируются наименее престижные профессии, необходимо снижением налоговых обременений, социальным льготированием, иными экономическими и административными регуляторами, адресными инвестициями в профобразование стимулировать привлекательность малоквалифицированного труда для самих россиян, поднять престиж не офисных, а по настоящему трудовых специальностей, возродив интерес к ним у коренного населения России, в том числе за счет использования внутренней миграции между субъектами Российской Федерации. Для этого необходимы меры государственного характера по созданию условий для большей мобильности населения.

В целом необходимо менять политику государства по привлечению миграционных трудовых ресурсов. Она должна не столько служить делу сверхприбылей предпринимательского сообщества, сколько формировать перспективную стратегию, нацеленную на сбалансированное сочетание национальных и иностранных трудовых ресурсов при условии непреложного уважения, соблюдения и эффективной защиты прав, свобод и законных интересов как россиян, так и трудовых мигрантов. При этом нельзя забывать о необходимости всестороннего соблюдения прав мигрантов.

Представляется, что одним из вариантов оптимизации трудовой миграции в России может стать создание и развитие так называемых рекрутинговых компаний на территории стран-доноров. С помощью таких компаний можно производить на месте не только отбор кандидатов по профессиям, уровню образования, знанию языка, психоэмоциональной устойчивости и т.д., но и организовать соответствующую профессиональную подготовку.

Тем более что определенный опыт уже есть. В сентябре прошлого года в городе Ош Киргизской Республики открылся Центр по изучению и тестированию русского языка, на базе которого проводятся занятия по подготовке трудовых мигрантов, тестирование по русскому языку.

Разумеется, создание единичных учебных заведений ситуацию коренным образом изменить не сможет. Необходима серьезная модернизация системы управления трудовой миграцией и порядка привлечения иностранной рабочей силы с параллельным осуществлением дополнительных мер, направленных на обеспечение национальной безопасности.

В связи с этим требуется внести соответствующие изменения в межправительственные соглашения со странами СНГ о порядке привлечения иностранной рабочей силы, а также определиться с порядком работы, финансированием и материальным обеспечением рекрутинговых компаний. Наиболее справедливым было бы смешанное финансирование при участии бизнеса и государственных структур страны выезда, поскольку бюджет ряда стран СНГ в известной мере зависит от заработка трудящихся-мигрантов.

Представляется, что наряду с экономическим эффектом могла бы увеличиться степень вовлеченности этнических сообществ мигрантов в социально-экономические проекты на федеральном и региональном уровнях. Их деятельность стала бы более открытой, и количество приглашенных трудовых мигрантов не превышало бы потребности экономики России на текущий год.

Не секрет, что в некоторых странах СНГ получаемые от мигрантов денежные переводы представляют собой более важный источник дохода, чем официальная помощь развитию или иностранные прямые инвестиции. Средства, которые получает население ряда стран СНГ от работающих в России и других странах мигрантов, превосходят не только объемы внешней помощи, но и объемы ВВП этих стран. К таким странам, в частности, относятся Киргизия, Армения, Таджикистан. По разным оценкам, мигранты в России обеспечивают 5-8% ВВП страны, а их денежные переводы не превышают 0,1% ВВП.

В связи с чем не может не тревожить формирующееся терпимое, а скорее даже равнодушное отношение российского общества и власти к различным (в том числе крайне жестким) формам эксплуатации трудящихся-мигрантов. Все больше вскрывается случаев, когда российские граждане, выходцы из Закавказья и Средней Азии, устраивают форменное рабство для своих бывших соотечественников.

Пока еще можно констатировать, что общественное мнение окончательно не сложилось и мы не имеем дело с какой-либо устойчивой позицией, тем более установкой или стереотипом, поэтому следует не упускать вопрос формирования правовой и политической культуры по отношению к мигрантам, иначе в недалеком будущем придется иметь дело с весьма негативными последствиями негативных установок и стереотипов массового сознания.

Вопросы адаптации, интеграции и защиты прав трудящихся-мигрантов должны решаться в двустороннем порядке. Страна, из которой пребывают рабочие, и принимающая страна несут ответственность за этих людей и обязаны создавать для этого необходимые условия. Важную роль играют двусторонние соглашения (например, соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации от 4 июля 2007 года), регламентирующие порядок осуществления трудовой деятельности мигрантов. Так, в адрес Уполномоченного приходят многочисленные обращения от российских граждан, ранее проживавших и трудившихся на территории Узбекской ССР, обращающие внимание на трудности с получением из Узбекистана причитающихся им выплат по возмещению вреда здоровью. В этой связи 30 июня 2015 года Уполномоченный официально направил Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсману) обращение с просьбой оказать содействие в разрешении данного вопроса. 21 июня 2015 года также направлено письмо статс-секретарю - заместителю Министра иностранных дел Российской Федерации с просьбой передать Президенту Республики Узбекистан обращение об оказании содействия в урегулировании данного вопроса на дипломатическом уровне.

Острой проблемой в названной сфере следует признать ситуацию вокруг специальных учреждений временного содержания иностранных граждан ФМС России (СУВСИГ), созданных в 79 субъектах Российской Федерации. В них содержатся иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие административному выдворению.

Учитывая нарекания на порядок и условия содержания в СУВСИГ иностранных граждан и лиц без гражданства, Уполномоченный, совместно с региональными Уполномоченными, провел масштабную проверку деятельности этих учреждений, посетил специальные учреждения в Волгограде и Москве, проверил условия приема, размещения и нахождения таких лиц в специальном учреждении. Общими для всех субъектов России оказались проблемы идентификации лиц, нарушивших миграционное законодательство и помещенных в СУВСИГ, особенности режима содержания выдворяемых граждан, материально-техническое оснащение специальных учреждений, вопросы правового регулирования выдворения из России. Ключевой проблемой по-прежнему остаются законодательные пробелы и коллизии.

Отмеченные трудности вынудили Уполномоченного обратиться к Председателю Верховного Суда с просьбой проработать вопрос рассмотрения судами дел о помещении иностранных граждан и лиц без гражданства в СУВСИГ с неопределенным сроком нахождения под стражей (до исполнения решения о выдворении) и ориентировании судов на необходимость всестороннего рассмотрения всех обстоятельств, которые могут послужить причиной чрезмерно длительного ограничения свободы лиц, подлежащих административному выдворению или депортации. Содержание в СУВСИГ является средством обеспечения исполнения административных взысканий, а не самостоятельным видом наказания. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что все это происходит на фоне смягчения и либерализации системы исполнения наказаний в уголовном судопроизводстве. Складывается парадоксальная ситуация, когда срок содержания в СУВСИГ за нарушения миграционного законодательства может быть равен или превышать срок наказания, предусмотренный УК РФ за некоторые категории преступлений.

Объем прав и обязанностей лиц, находящихся в специальном учреждении, не должен приравнивать их к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений. И напротив, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные институты, отвечающие за защиту прав и свобод, должны находить аналоги относительно порядка содержания в СУВСИГ незаконных мигрантов и приравненных к ним.

Пока же все происходит ровно наоборот. Согласно части 3 статьи 72 УК РФ время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок лишения свободы, тогда как время нахождения в СУВСИГ не засчитывается в срок установленного запрета на последующий въезд на территорию России, отсчет которого начинается только после пересечения государственной границы.

Между тем неверно считать, что все иностранные граждане-нарушители, содержащиеся в изоляции, помещаются в СУВСИГ на максимально допустимый срок, составляющий 2 года. Практика показывает, что средний период между судебным решением и фактическим выдворением иностранного гражданина составляет от 3 до 6 месяцев.

В настоящее время права и обязанности иностранных граждан, содержащихся в СУВСИГ, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 1306, которое содержит положения, отсылающие к правотворчеству нижнего уровня - в виде распорядительных документов, издаваемых руководителями каждого из 79 образованных в России СУВСИГ. Эти правовые акты регулируют внутренний режим в части распорядка дня, продолжительности прогулок, возможности пользоваться телефоном, то есть всех жизненно необходимых условий содержания, учитывая длительные сроки пребывания, что наряду с выполнением обеспечительной стороны в смысле правоприменения обусловливает возможность злоупотреблений со стороны администрации.

Нередки случаи, когда иностранные граждане попадают в СУВСИГ без документов и первичная идентификация, включая гражданство, осуществляется с их слов. В подобных случаях необходима помощь консульского учреждения соответствующего государства. К сожалению, не все консульства оперативно откликаются и проводят необходимые проверки в отношении своих граждан. Так, например, консульства Узбекистана по необъяснимым причинам затягивают процедуру определения личности своих граждан и не выписывают свидетельства на возвращение. По данным ФМС России, 43,5% от общего числа иностранных граждан, которым закрыт въезд на территорию России, составляют граждане Узбекистана.

В обращении Уполномоченного от 28 августа 2015 года к Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсману) выражена озабоченность состоянием дел по документированию граждан Узбекистана. В ответе от 22 октября 2015 года сообщалось, что МИД Республики Узбекистан рекомендовано организовать мониторинг состояния дел по документированию граждан страны, находящихся в СУВСИГ, разработать и реализовать меры по дальнейшему совершенствованию механизма оформления документов для выезда в Узбекистан и взаимодействию дипломатических представительств Узбекистана с подразделениями ФМС России.

Отдельные примеры восстановления прав граждан содержатся также в разделе 3.1.

В Верховном Суде Российской Федерации рассмотрено обращение Уполномоченного с предложением проработать вопрос о практике рассмотрения судами дел о помещении иностранных граждан и лиц без гражданства в СУВСИГ с неопределенным сроком нахождения под стражей (до исполнения решения о выдворении). В своем ответе заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации подтвердил значимость вопроса и заверил Уполномоченного в готовности провести специальное внеплановое изучение судебной практики по данной категории дел.

Анализируя ситуацию с обеспечением и восстановлением прав человека в области миграции, следует отметить, что кардинальных изменений в сторону улучшения ситуации не произошло. Во многом это зависит от становления и развития институтов гражданского общества, которые наряду с соответствующими органами государственной власти формируют и корректируют основные направления деятельности государственных структур. На фоне поразившей мир террористической угрозы можно понять опасения жителей страны, связанные с ростом криминальной составляющей нелегальных миграционных потоков; и здесь многое будет зависеть от эффективности соответствующих государственных служб. В любом случае, одной из проблем современного российского общества, точно также, как и в ряде европейских стран, становится недопущение роста экстремизма, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, что может представлять серьезную угрозу конституционному строю, правам и свободам человека. В общественных дискуссиях миграционная и этническая политика зачастую рассматриваются в неразрывной связи, наблюдается преувеличенное значение этничности, порой выступающей ключевым фактором в определении "свой - чужой" и, как следствие, влияющей на все сферы социальной жизни. Вместе с тем, на первый план должна выходить не столько этническая принадлежность иммигрантов и страна происхождения, сколько их лояльность к государству пребывания, способность к социализации в новом обществе. Определяющим фактором должна быть интеграция иммигрантов, адекватное восприятие ими норм и ценностей принимающего общества, тем самым гражданская идентичность становится важнее этнической. Наряду с этим все более актуальными становятся декриминализация, транспарентность и степень вовлеченности этнических сообществ мигрантов в социально-экономические проекты на федеральном и региональном уровнях.

Ежегодно в Российскую Федерацию переселяется около 15 тысяч граждан бывшего СССР пенсионного возраста. В соответствии со специальным Соглашением между странами СНГ, при переезде на постоянное место жительства в другое государство пенсионерам досрочно выплачивается пенсия за шесть месяцев. На новом месте жительства иностранный гражданин для назначения пенсии обязан оформить разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации. Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определено, что документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, является вид на жительство. Законом установлено, что до получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании другого документа - разрешения на временное проживание.

Законодательно установленные сроки рассмотрения ФМС России заявлений о выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство составляют не менее полутора лет с момента переезда иностранного гражданина в Россию. При назначении российской пенсии иностранному гражданину возможна компенсация, но не более чем за шесть предшествующих месяцев.

Таким образом, при самом благоприятном исходе минимум полгода пенсионеры и инвалиды из числа бывших граждан СССР находятся на территории Российской Федерации без средств к существованию.

В целях восстановления прав лиц указанной категории, Уполномоченным был инициативно разработан проект Федерального закона "О внесении изменения и дополнения в пункт 3.1 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который устраняет данное противоречие и за счет сокращения до шести месяцев срока для обращения за видом на жительство дает возможность пенсионеру получать пенсию в период обустройства на новом месте проживания на территории России в полном объеме. Указанный проект закона Уполномоченный направила Председателю Правительственной комиссии по миграционной политике, Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации с предложением включить данный проект закона в план законопроектной работы Правительства Российской Федерации.

Представляется, что такие поправки в закон будут с одобрением восприняты в обществе, как выражение справедливости государства к пожилым людям, заслужившим право на достойную жизнь в старости.

 

 

 
По теме
Современные общественные пространства, зеленые скверы и парки, красивые набережные, удобные улицы, уютные дворики...⠀  Что должно появиться в вашем городе?
25 марта в помещении Сталинградского обкома КПРФ состоялось заседание регионального избирательного Штаба, в ходе которого были подведены итоги участия волгоградского областного отделения КПРФ в кампании по выборам Президента.
Алексей Волоцков: Развитие спортивной инфраструктуры – один из приоритетов «Единой России» - Единая Россия По партпроекту «Детский спорт» в Волгоградской области построили и отремонтировали десятки объектов За последние несколько лет в области привели в порядок спортзалы в сельских школах, построили новые спортивные центры,
Единая Россия
Орден Мужества для олимповца из Антиповки - Сетевое издание Уезд. Вести Камышинского района   Сегодня в Центре патриотического воспитания имени А. П. Маресьева были вручены Ордена Мужества родственникам троих погибших в ходе СВО героев.
Сетевое издание Уезд. Вести Камышинского района