Иммунитет под прицелом!

Иммунитет под прицелом!
Иммунитет под прицелом!
Иммунитет под прицелом!
Иммунитет под прицелом!
Фото: si34.ru

Прямо или косвенно, но всех нас, так и иначе, касается тема такого феномена как иммунитет. Начиная с момента рождения, врачи нам говорят о пользе его укрепления. Но что это за явление и как оно функционирует, едва ли кому объясняли. Поэтому у большинства людей представление об иммунной системе – абстрактно–расплывчатое и лишь маячок из детства нам повторяет: «Иммунитет нас защищает». И это утверждение абсолютно верно. И среди нас есть те, которые не только принимают на веру эту мысль, но и способны доказать её с научной точки зрения.

Любознательность как главный двигатель на пути к просвещеию!

В Волгограде уже несколько месяцев действует НаучКафе, цель которого - популяризировать научные знания. Организаторы проекта (представители актива ВолгГМУ) находят самые животрепещущие на сегодня темы из мира науки, чтобы подобно ценным семенам, раздать эти знания людям. И это не пафос, а вполне заслуженный отзыв об этих общественных деятелях. «Сеятелями научных семян» являются преподаватели самых разных дисциплин и те, кто профессионально занимается популяризацией знаний. Только совершая свои первые шаги в большую социальную жизнь, НаучКафе, подобно ребёнку, осваивающим городское пространство. И недавно одним из очередных таких шагов было мероприятие - «Иммунитет под прицелом!», проходившим в просторном зале Областной научной универсальной библиотеки им. М. Горького.
Узнать про функционирование иммунной системы пришло много людей, большинство из которых студенты ВолГМУ, но не менее интересна эта тема оказалась и для «лириков». Встречу открывал - старший преподаватель кафедры биоинженерии и биоинформатики ВолГУ, Александр Коваленко. Тема его выступления: «Белки и лиганды и где они обитают». Вначале своего выступления лектор напомнил всем о трёх видах биосистем: изолированные, закрытые и открытые. Именно открытые системы способны обмениваться энергией с окружающим миром, и при этом открытая система должна отделиться от других, чтобы по-настоящему быть живой. А чтобы выполнять такие функции существуют белковые структуры. Те, которые из них находятся на поверхности мембраны, называются белками-рецепторами. Их задача – воспринимать информацию извне и взаимодействовать с молекулами – лигандами. «Лирики» недоумённо прочитав, вопросят: что такое «лиганды»? А «естественники» ответят: лиганды - (от лат. ligo - связываю), нейтральные молекулы, ионы или радикалы, связанные с центральным атомом комплексного соединения. Белки-ферменты, поступают внутрь клетки и участвуют в метаболических и других процессах. Фундаментальное отличие белков - ферментов от белков-рецепторов в том, что если с последним лиганд соединяется, то молекула не меняет свою химическую структуру, а вот взаимодействуя с ферментом суть молекулы, начинает меняться. Лирики продолжат удивляться: а какое отношение это всё имеет к иммунологии. Оказывается, очень даже прямое, потому что наша жизнь зависит от того, как будут белки взаимодействовать с лигандами. А это, в свою очередь, влияет на качество иммунной системы человека в целом.

Александ Коваленко - старший преподаватель кафедры биоинженерии и биоинформатики ВолГУ.

Преподаватель ВолГУ поведал, что современные учебники по химии и биологии далеки от реальной ситуации, происходящей в жизни молекул и т.д., так как многие учёные не успевают за природными явлениями. Погружаясь в теорию и опыт прошлых исследований, они пропускают из поля своего внимания те новые тенденции, творящиеся в естественном мире. Например, в классических учебниках написано, что белки-ферменты, являясь катализаторами, ускоряют химическую реакцию, а на самом деле, они воздействуют только на химический процесс. В своей лекции Александр Коваленко коснулся и особенностей нервной системы. Оказывается, что белки-рецепторы регулируют передачу нервных импульсов. Так же лектор напомнил, как связываются белки-рецепторы с лигандами и что такое антагонисты, агонисты и инверсные агонисты. И таких «страшных» слов на протяжении всего выступления для неподготовленных «лириков» было очень и очень много. В каких-то терминах и понятиях можно было заблудиться, как в густом и тёмном лесу, а в каких-то - точку опоры и просвет.
Под занавес своего выступления, молодой биоинформатик перешёл от теоритической части к практической и отправил всех в «путешествие» по структуре… кокаина. Кокаин является сложным эфиром – кислота в сочетании с алкалоидом спиртовой группы. И для выявления этого вещества в организме разработаны специальные тесты. Ученые, ведя исследования и эксперименты, создали антитела- белки-ферменты, взаимодействуя с которыми, разрушается кокаин. То есть, антитела защищают от влияния кокаина на организм и то же время не дают определить в организме наличие наркотического вещества, поэтому подобные тесты, не покажут наличие инородного вещества. Эта ситуация амбивалентна, она схожа с созданием атомной бомбы, которая и защищает и убивает. Поэтому, как верно заметил молодой лектор, перед тем как начать заниматься наукой - нравственно окрепните, чтобы никому не навредить!
После официальной части в кулуарах, Александр Коваленко рассказал о современных взаимоотношениях общества и науки, а так же, что такое в его понимании популяризация научного знания.
- Условно люди делятся на три категории: «физики», «естественники» и «лирики». Первых волнует неживые объекты, и представители данного научного мира предпочитают открывать новые термины и понятия. К примеру, исследуя Землю, «физики» сначала говорили, что «она - плоская», затем - «круглая», потом - «гиоидная», а сегодня – «мы не одни во вселенной» и т.д. То антибиотики и вакцина – хорошо, то – плохо. «Физики» задают направление вектору, т.е. как нужно на то или иное явление смотреть. Но те, кто придумывают термины – ошибаются. «Естественники» же имеют отношение к природному миру, и изучают то, что не могут назвать. Вселенная действует по своим законам, независимо от того, как эти законы называть. А «лириков» соответственно волнуют общественные процессы. Несмотря на различия между тремя этими группами, есть у них множества точек пересечения, и одна из главных – стремление к познанию. Это ключевая ценность, без которой вообще в науку нельзя войти.


На сегодня ситуация в России сложилась следующим образом: есть представители теоритической фундаментальной науки и те, которые изобретают что-то новое, а вот тех, кто будет внедрять это новое, – не хватает. Поэтому я бы слегка переиначил: сегодня, в первую очередь, нужно уметь популяризировать новые явления, чтобы заинтересовать потенциальных «внедрителей», то есть, бизнесменов, потому что наше государство существенной поддержки, к сожалению, не оказывает молодым учёным, грантовая система – оставлять желать лучшего. Поэтому популяризировать фундаментальную науку можно лишь после того, как будет организована в стране надёжная инфраструктура в виде прослойки, связывающей общество с наукой. Но здесь есть свои сложности, большинство предпринимателей хотят выгоды и это естественно, а такой гарантии молодые учёные дать не могут.
На мой взгляд, можно пойти дальше – начать учить студентов практическому воплощению своих разработок и исследований, а не ждать, так называемых, «волшебников» в лице предпринимателей. Всё идёт к тому, чтобы выйдя из вуза, молодой учёный мог сам организовать своё рабочее место. Но это не возможно без критического мышления, если человек им не обладает, то тогда ему на помощь приходят, так называемые, авторитеты. Именно популяризация этих авторитетов так нужна сейчас, чтобы молодёжь могла отличать добро от зла, ложное от истинного. Мне нравится идея современной научно-популярной журналистики: делать интервью с учёными – нынешними и будущими нобелевскими лауреатами, глядя на которых публика узрит и почувствует определённую опору в жизни. В своих студентов, я, в первую очередь, воспитываю способность отвечать на проблемные вопросы, они должны привыкать пропускать через свою душу, через свой ум те знания, которые они защищают. Такое же требование и к преподавателям, если они будут читать лекции, не пропущенные через собственное сознание, то это станет обычным пересказом. Сегодняшним студентам нужно объяснять, какая польза им от науки, а точнее, от самого научного метода, и как этот самый метод поможет им стать конкурентоспособными и научит зарабатывать деньги в коллективе. Например, хорошая практика посещать студентам разные предприятия вместе с бизнесменами, т.к. они смогут непосредственно оценить состояние современных технологий и предложить свои идеи, которые возможно «купит» предприниматель. Без этого «третьего звена» – современных «купцов», сложно продавать свои разработки. Так что сегодня успех в научном мире достигается путём разнообразных коммуникаций!

Павел Несмиянов - врач-биохимик и внештатный научный сотрудник кафедры иммунологии МГУ.

Вторая часть мероприятия проходила под названием «Иммунологический джем». Врач-биохимик и внештатный научный сотрудник кафедры иммунологии МГУ Павел Несмиянов посвящал всех в тайны работы иммунной системы, связи микробиоты с иммунной системой, пробиотиками, пребиотиками и антибиотиками, а так же связи этого всего с различными заболеваниями. Большая часть публики была подготовленная и потому её не пугало засилье научной терминологии, и они слушала, затаив дыхание. «Лирикам» приходилось чуть труднее, но интуиция всегда спасает в таких делах.
Когда же лектор дошёл до одной из самых главных частей своего выступления – как «поднять иммунитет» - весь зал объединился в одном интеллектуальном порыве. А как иначе? Ведь тема укрепления иммунной системы сегодня волнует почти каждого человека. Иммунитет – наша броня, наш щит в боях за право жить полноценной жизнью. Есть в этой ситуации и свои «подводные камни». Например, понимая всю значимость для людей крепкого иммунитета, многие производители медицинских препаратов «для иммунитета» на самом деле предлагают очередную «пустышку» - бесполезную и бессмысленную. Чтобы не попасть в эту бизнес-ловушку, врач-биохимик дал советы, как своими собственными силами укрепить здоровье, а для этого нужно соблюдать простые правила: Перове и главное - это пища, именно с ней в наш организм попадают различные полезные вещества, поэтому для укрепления иммунитета нужно потреблять как можно больше зерновых продуктов, минералов и витаминов, особенно В6 и D, содержащийся в овощах и фруктах, так как они помогают в лечение ОРВИ. И конечно, же, нельзя забывать про чеснок – одно из главных орудий в борьбе с вирусами. Далее, в деле укрепления иммунитета помогает физкультура – умеренные физические нагрузки, без которых наши тела чахнут и т.д. и т.п. И нельзя забывать, что человек – сложная конструкция, и у него есть не только тело, но ещё душа и дух, имеющих так же защитный слой – иммунитет, который следует укреплять.
Что ж, как мы видим, тема, касающаяся иммунной системы человека – неисчерпаема и всегда актуальна, пока актуальна жизнь всей биосферы.

В НаучКафе побывала Анна Иванова.

 
По теме
Уважаемые жители Волгограда! В связи с осложнением обстановки в стране, связанным с проведением террористических актов, призываем Вас быть предельно бдительными.
Семья Калиевых — хранители традиций - Газета Заря 22 марта в рамках Всероссийского конкурса "Семья года" на территории Октябрьского района был проведён второй этап регионального конкурсного отбора семей —прохождение в очной форме конкурсных испытаний для определения победителей.
Газета Заря
DSC_3642 - Газета Восход В Светлоярской школе № 1 уже два года работает педагог Надежда Дивавина Программа «Земский учитель» — это проект, разработанный в рамках программы РФ «Развитие образования».
Газета Восход
Орден Мужества для олимповца из Антиповки - Сетевое издание Уезд. Вести Камышинского района   Сегодня в Центре патриотического воспитания имени А. П. Маресьева были вручены Ордена Мужества родственникам троих погибших в ходе СВО героев.
Сетевое издание Уезд. Вести Камышинского района