Каринэ Фолиянц: "Не терплю, когда актрис выбирают по размеру талии"

Каринэ Фолиянц: "Не терплю, когда актрис выбирают по размеру талии"
Фото: vv-34.ru

Что такое слава, Каринэ узнала, когда продавщица отказалась принять деньги за выбранную вещь: «Да вы что! Возьмите в подарок. Вы же сняли мой любимый фильм «Серафима прекрасная»!»

 

«В семье я всегда была любима»

 

«На темы личной жизни и политики я не говорю», – сразу предупредила Каринэ Фолиянц, режиссер, автор сценариев, писатель. В июньский Волгоград она приехала на несколько дней – родственники пригласили на свадьбу. Ну и, конечно, проведать своих любимых родителей.

 

– С семьей мне катастрофически повезло. Родилась я в Баку. Мама – биолог, папа долгое время возглавлял научно-исследовательский институт, интеллигентные люди. Нам с братом они подарили настоящее советское счастливое детство – с поездками в пионерские лагеря, на море, с походами в кино за 10 копеек по воскресеньям.

 

А в 12 лет Каринэ в кинотеатре увидела фильм, который, по признанию звезды, перевернул ее мировоззрение. Это яркая приключенческая картина «Достояние республики». Вот тогда-то девчонка впервые сказала: «Мама, я хочу быть кинорежиссером!»

 

 

Журналистика как страшный сон

 

? Однако закончив школу, вы работали журналистом. Пригодилось ли это вам позже?

 

– Нет, нет и нет! Даже не хочу вспоминать. Работа «мимо кассы», вхолостую потраченные годы. То, чем я сейчас занимаюсь и журналистика – совершенно разные вещи. Единственная ложка меда на бочку дегтя – это то, что я смогла поездить по селам и узнать жизнь русского села. Это мне пригодилось в картинах.

 

 

Когда не жалко потерянного

 

А затем было потрясающее лето, когда Каринэ без всяких связей, «с нуля» приехала поступать в Москву в институт кинематографии. Вокруг нее собралась кампания друзей, вместе гуляли, хохотали. Было так здорово, что абитуриентка даже не думала о том, поступит или нет. Она жила и наслаждалась настоящим. Девушку с темно-зелеными глазами взяли, задав на собеседовании единственный вопрос: «А вы наш вуз не бросите?» Да с чего ей было бросать?

 

– Годы учебы во ВГИКе были самыми замечательными. У меня как-то спросили, это же были лихие 90-е, как они могли быть счастливыми. Да, были подорожания, но в 20 лет это значения не имеет. У меня в тот момент, как у всех, сгорели деньги, которые бабушка оставила мне на время учебы. И только сейчас мне жалко потерянного, а тогда… Тогда все было весело, беззаботно, жизнелюбиво. Здорово!

 

 

Первый блин не комом

 

? Вашей первой картиной стал фильм «Ноктюрн для барабана и мотоцикла». Это история перерождения Чибиса из поверхностного мальчишки в хорошего, глубоко любящего парня. И первенец сразу был замечен?

 

– До сих пор помню свой первый съемочный день. Пришла на площадку, с косичками, горящими глазами. Осветители остановили вопросом: «Девочка, тебе чего?» – «Я режиссер картины». Немая сцена, не хуже гоголевской в «Ревизоре». На пробах мы познакомились и подружились с Сергеем Безруковым. Он тогда был совсем молодой парень, но я в нем сразу почувствовала какую-то живую душу. Из всех молодых людей, приходивших на пробы, или, как сейчас говорят, кастинг (не люблю это слово!) выбрала именно его. И не пожалела. Картина принесла успех и кучу наград. Только закончив вуз, я побывала на многих международных фестивалях. Казалось, жизнь удалась!

 

? Что испортило радость жизни?

 

– В 1994 году в России полностью закончилось кино. В течение пяти лет (с 1994 по 1999 годы) работы в кино не было ни у одного человека. В этом смысле я свой курс называю потерянным. Кино снимали до нас, снимают после нас, причем выпускникам сразу предоставляется масса возможностей. А мы попали в застой. Многие мои коллеги уходили кто куда, торговать, мыть полы. Чтобы только остаться в профессии, я стала преподавать во ВГИКЕ и на курсах повышения квалификации киноработников. А еще в киношколе. Но самое главное, что эти годы я училась в аспирантуре ВГИКа, была аспиранткой кафедры кинодраматургии. Защитила кандидатскую диссертацию и теперь являюсь кандидатом искусствоведения.

 

? А еще писали книги?

 

– За один из фолиантов мама до сих пор меня «шпилит»: «Ну как можно было за это взяться?» Мой опус назывался «Приручи любимого», из серии взаимоотношений мужчины и женщины. Сейчас бы я за это не взялась никогда. ( Смеется. ) Наверное, тогда я была моложе, отчаянной и абсолютно безденежной. Но вот сборник рассказов удался, до сих пор спрашивают книгу об актрисе Любови Соколовой «Любовь Соколова, королева эпизода», ее горькой насыщенной жизни. В общей сложности у меня на сегодня более 20 книг – проза, новеллизация всех моих популярных сериалов – "Два цвета страсти", «А я люблю женатого» и др., сборник рассказов «Короткие романы». Это мои основные книги. Причем, одна из них издана на латышском языке!

 

 

Кино делают три вещи

 

А потом пошло кино. Телевизионное. Каринэ говорит, что она снимает многосерийные художественные фильмы, не мыло, серьезные темы, жизненные коллизии. У режиссера Фолиянц свой фирменный подход к делу: стабильность съемочной группы и «никаких медийных персон!»

 

– Люди каждый год меняют состав съемочной группы. У нас десять лет держится один и тот же состав, – говорит Каринэ Фолиянц. – Группа молодая, поэтому даже после 16-тичасовой работы оптимизм не теряется. На людей мне всегда везло, за это я богу невероятно благодарна. Кино делают три вещи – история, безупречная операторская работа, точный выбор актеров. С первого курса мы подружились с оператором Владиславом Гурчиным и вот до сих пор вместе, как творческие половинки. У нас общие привычки, вкусы, каждый день перезваниваемся.

 

Очень многие режиссеры, особенно начинающие, делают ставку на известных артистов в надежде, что в случае чего, фильм вытащат они.

 

 

Я стараюсь не брать людей зажравшихся, получающих 100 тыс. за один съемочный день. Почему? Потому как медийный актер часто капризен. Со мной, правда, особо не забалуешь, при всей моей внешней мягкости я очень жесткий человек, и все звездные замашки пресекаю. Самое главное, «персоны грата» не умеют отдавать себя целиком и полностью фильму.

 

Малоизвестные актеры могут быть не менее талантливы, но обладают удивительным трудоголизмом. Екатерина Порубель, исполнившая роль Серафимы, приехала на съемки в Феодосию с 4-месячным ребенком. Практически 24 часа в сутки выкладывалась на площадке, да еще потом прибегала ко мне: «Каринэ, скажи, что я сделала так, а что не удалось?» Катя недавно родила третьего мальчика. Кстати, именно на съемках «Серафимы прекрасной» у нее завязались отношения с нашим осветителем, вышла за него замуж. Звонит и говорит: «Я, как Серафима прекрасная». Я сразу не поняла. Оказывается, мама мужа научила ее доить корову. Так вот, о самоотдаче актеров и об отношениях в группе. Когда мы снимали «Жениха», Катя, уже имея двоих детей, специально прилетела на два дня, чтобы сыграть маленькую эпизодическую роль. Бесплатно.

 

? Почему Вы считаете, что актеры не делают кино? Ведь часто можно услышать как раз обратное?

 

– Редчайший случай, когда актер играет больше, чем написано. За всю мою практику этим единичным случаем был Коля Добрынин. Обычно актер играет то, что написано. Утверждение, что актеры делают кино, поэтому не принимаю. Не со мной. Режиссер дергает актера за одну или за другую ниточку, в этом смысле я, если хотите, Карабас-Барабас. (Улыбается.)

 

? Можно сказать, что Вы снимаете «женское кино», уж слишком много вещей на разрыв аорты?

 

– На мой взгляд, в кино нет полового разделения, вот мужское кино, а вот женское. Оно может быть плохим или хорошим. Женщины более эмоциональны по своей природе, более чувствительны – и только. Есть огромное количество мужчин, поклонников моего творчества. Мужчины, как и женщины. Разные. Всегда есть те, кто не может терпеть твое кино. Это нормально, во всяком случае, я отношусь к этому совершенно спокойно, потому что точно знаю, что у меня есть свой зритель, своя аудитория.

 

? Есть вещи, которые вас возмущают в кино?

 

– Например, борюсь с тем, как продюсеры подходят к выбору актрис. Не все должны быть Барби, и на роль, по моему глубокому убеждению, надо утверждать не по размеру талии. Привожу талантливую девушку. «Кого ты привела?» Говорю, одаренного человека. «Да у нее талия расплылась!» Вот тебе и все. Уровень людей, занимающихся российским кинематографом.

 

 

«А я соответствую?»

 

? Откуда берете сюжеты для своих сценариев, подсматриваете у жизни?

 

– Из жизни – ничего, только из головы! Процесс написания выглядит примерно так: закрываю в своей московской квартире все окна и двери, сижу затворницей по 16–18 часов. Я не пишу ни рукой, ни на компьютере, я наговариваю текст своей помощнице. Сценарии появляются легко и быстро, а как это происходит, я даже сама не знаю. Но точно знаю, что больше всего на свете я люблю конструировать сценарий: как подвести к решающей сцене, как наметить характер, где «приостановиться». Я – один из самых покупаемых конструкторов России, даже вручили «ТЭФИ» за лучший сценарий. Вообще в плане признания я, наверное, действительно избалованный человек. Скажем, картина «Серафима прекрасная» удостоилась удостоилось невиданного для России успеха – огромные цифры рейтингов, две премии "ТЭФИ". Одна из них – автору, сценаристу картины и режиссеру Каринэ Фолиянц. Фильм про Серафиму неоднократно повторялся по просьбе телезрителей не только на первом канале, но и на многих других каналах страны. Его купили много стран, в том числе Израиль и Германия. Но от всего этого становишься к себе требовательней. Зная, что ты понравился людям, каждый раз, делая новый фильм, спрашиваешь себя «А я соответствую?!»

 

? Вы написали продолжение «Серафимы», есть в планах снять вторую часть фильма?

 

– В передаче Андрея Малахова зрители уговаривали меня написать продолжение. Написала. Читаю и понимаю, что это не то, потому что какая-то вторичка. И если я сниму вторую часть, то перестану себя уважать.

 

 

Ода Феодосии

 

? Почему так много картин, но именно девять вы сняли в Феодосии?

 

– Это город Грина, Паустовского, моего любимого Айвазовского. Город, который я обожаю, приезжаю сюда каждый раз, как домой. Так как я скучаю за Феодосией, я не скучаю ни за одним местом в жизни. Москва – суетная, ритм мегаполиса мне чужд. Волгоград? Хороший город, но нет душевных соприкосновений, вы уж простите меня. Феодосия возникла после «Серафимы прекрасной», где снималась эта картина. И с той поры каждый год я снимаю в этом городе. Я знаю его от и до. Вдоль и поперек. И каждый раз нахожу новые уголки.

 

 

Правда прекрасней всякого масла

 

? Поделитесь, пожалуйста, творческими планами. Какие ваши фильмы выйдут в ближайшее время?

 

– Одна из задумок – снять фильм об Иване Айвазовском. Но на чисто исторический фильм об этом гениальном художнике и замечательном человеке никто денег не даст. Поэтому, скорее всего, в картине будет две параллельных линии – одна современная, другая – история жизни Айвазовского. Еще в голове – Инесса Арманд. Но опять-таки, на историческое кино средств не дают. А если дают, то не мне, а трем-четырем приближенным.

 

Вот-вот должны выйти на экран две новые мои работы. Одна из них – это фильм «Невеста», с замечательным популярным сейчас молодым актером Станиславом Бондаренко. Яркая, запоминающаяся история о любви, вражде и дружбе. Война, безумные чувства, которые сохранятся через годы. И в противовес этой серьезной картине – легкая, приятная, но очень поучительная история – фильм «Солнечный зайчик». Он симпатичен мне именно тем, что я нашла героя, Дмитрия Маевского, который также, как и Серафима – настоящий, не выдуманный, не сконструированный. В нем каждый узнает реального человека. Я люблю правду. Она прекрасней всякого масла.

 

Наталья Хайрулина

 

 
По теме
17 марта 2024 года в Виртуальном концертном зале Волгоградской ОУНБ им. М. Горького состоялся показ концерта «Музыка семейства Штраусов», посвящённый дню рождения австрийского композитора,
JPG Файл - ГУ МВД Волгоградской области по Камышинскому району По предварительной информации, в 07-05 час. на 545 км автодороги «Сызрань-Саратов-Волгоград» 50-летний водитель, управляя автомобилем «Форд Мондео»,
ГУ МВД Волгоградской области
Туберкулез – белая чума 21 века - Газета Сельская новь Туберкулез – белая чума 21 века Есть заболевания, которые меняют жизнь, планы на настоящее и будущее, меняют жизнь близких людей, влияют не только на физическое здоровье, но и на психологическое,
Газета Сельская новь