На ежегодной олимпиаде по фармакологии в ВолгГМУ «блеснули» студенты стоматологического факультета. Первые и вторые места заняты ими единолично. Как это было - расскажем далее.
Про фармакологию каких только страшилок ни рассказывают студенты друг другу. Это поистине сложный и важный предмет, требующий максимальной грамотности и внимательности от любого, кто решит иметь с ним дело. Но как понять, что ты лучший из лучших? Один из способов – попробовать свои силы на олимпиаде.
Она состоит из двух этапов. Первый включает в себя написание рецептов и тесты. Каждый участник получил индивидуальный пакет заданий, в котором находились 5 препаратов с фирменными названиями, которые надо было вписать в бланк рецепта. Тестовые задания составлялись по правилам выписывания рецептов.
На этом этапе студентов поджидало несколько подводных камней. Во-первых, грамотный учащийся вспомнит, что, следуя букве закона, в рецепте указывается не торговое, а международное непатентованное название. Несомненно, все лекарства могут быть выписаны по рецепту. Но важно помнить, что существуют разные бланки для каждой группы препаратов: отдельные для наркотических, отдельные для подлежащих предметно-количественному учету. В каждом правиле есть свои исключения: по рецепту из аптек не выписываются стационарные средства (например, для наркоза), а БАДы вообще не относятся к лекарствам и др. Для работы студентам предоставили всю необходимую справочную литературу.
В олимпиаде участвовало более 70 человек со всех факультетов (кроме провизоров, у них олимпиада зимой), 36 из них набрали проходной минимум баллов, чтобы перейти на следующий этап.
Второй этап включал в себя задачи нескольких вариаций: ситуационные задачи и задачи-схемы. Организаторы заранее огласили список литературы, которой студенты, прошедшие первый тур, могут воспользоваться при подготовке ко второму. Всем желающим выдали дополнительные книги с ситуационными задачами, методические пособия. То есть, 75% заданий были у студентов на руках и в широком доступе. Но объем настолько большой, что за ограниченное время невозможно прочесть абсолютно всё. Конечно, преподаватели с охотой отвечали на возникшие в ходе подготовки вопросы и объясняли сложные моменты. Но ни у кого из студентов не было преимущества.
« На самом деле все студенты делятся на тех, кто лучше учится или хуже , - рассказывает преподаватель кафедры фармакологии, представитель оргкомитета олимпиады Наталия Гурова . - Но они не делятся на стоматологов, лечебников и педиатров. Я, как преподаватель, могу сказать, что если студент хочет учиться – ему, по сути дела, преподаватель нужен только для того, чтобы решить какой-то непонятный вопрос, помочь разобраться. Студенты могут сами учиться».
Приведем примеры ситуационных задач. Больной с эпилепсией принимает препарат, после этого он ощутил повышенную чувствительность в области лица. Какой препарат он принимает? Или еще одна: больной жалуется на сухость в полости рта, страдает болезнью Паркинсона, принимает противопаркинсоническое средство. Какое? В задачах-схемах могло быть любое изображение, например, синапса с его подробной анатомией. Студенту предлагалось определить, какое из предложенных лекарств в районе какого рецептора действует. Или определить предложенные препараты по фармакокинетическим характеристикам.
Понимаете, насколько глубоко и качественно надо знать фармакологию, чтобы, рассуждая логически, прийти к единственно правильному решению задачи? Необходимо также правильно пользоваться справочниками, это ускорит темп работы.
По результатам второго этапа впервые за много лет победили студенты-стоматологи. «Они действительно очень умные и талантливые ребята. Преподаватели от них в восторге, и я считаю, что это заслуженно. Студенты не посещали кружок, они просто добросовестно готовились к занятиям и олимпиаде» , - отметила Наталия Алексеевна.
Студенты, выполнившие не менее 75% от максимально возможного результата по итогам двух конкурсов: Анастасия Лымарева (стом.фак.), Аит Муцелханова (леч.фак.), Санал Бадмаев (стом.фак.), Илья Затонский (леч.фак.).
Это несомненный успех для стоматологического факультета. Несмотря на то, что его студенты занимаются на кафедре на 2 часа в неделю меньше, чем лечебники, будущие стоматологи показали более высокий уровень знания фармакологической науки.
Помимо почетных грамот, которые студенты прикрепят к своему портфолио для поступления в ординатуру, победителям также подарят призовые баллы на экзамене по фармакологии, который ждет их в эту летнюю сессию. За первое место присваивается 10 баллов, за второе – 8 баллов, за третье – 6 баллов, за выполнение 75% результата – 3 балла.
Участие в подобных мероприятиях позволяет понять и проверить свои силы, развить способности к общению и объяснению сложных вещей простыми словами. А также познакомиться с новыми людьми, «болеющими» теми же интересами. Не бойтесь участвовать! Порой результатом можно удивить не только других, но и себя.
Светлана Клейносова
Фото: Виктор Морозкин
Больше фото смотри в альбоме .