Проверка КСП отдельных вопросов формирования и исполнения бюджета Дубовского муниципального района за 2012, 2013 годы выявила факты неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств, допущенные прежней администрацией, и удручающее финансовое положение района в целом.
Бюджет Дубовского муниципального района на протяжении ряда лет является высокодотационным. Доля безвозмездных поступлений из областного и федерального бюджетов в 2012 и 2013 годах составила 78% и 74% соответственно. Вместе с тем за последние два года районом недополучено 85 млн. руб. финансовой помощи. Такой же величины – 85 млн. руб. – достигла и кредиторская задолженность, увеличившаяся за минувший год на 34 млн. руб., 30 млн. из которых возникли за счет недофинансирования района из областного бюджета.
При этом задолженность по оплате труда возросла в 2,6 раза, по платежам в бюджет – в 3 раза, оказанным услугам – в 2 раза. Кроме того, образовалась задолженность, которая ранее не числилась, – по содержанию имущества, пособиям и социальным выплатам, в размере около 2 млн. рублей.
Вместе с тем на фоне общего ухудшающегося финансового состояния администрацией района допущены факты неэффективного использования бюджетных средств, нарушения законодательства, а также факты, свидетельствующие о наличии коррупционной составляющей в действиях должностных лиц муниципалитета.
Так, при наличии очереди из 233 претендентов на получение земельных участков, в число которых входят молодые и многодетные семьи, участники боевых действий, инвалиды и другие льготные категории граждан, районная администрация в 2013 году изыскала возможность выделить в аренду для индивидуального жилищного строительства лишь три земельных участка, и те – родственникам бывшего главы района (в период осуществления им своих полномочий), по мизерной арендной плате – 1 тыс. руб. в год.
При этом никому из нуждающихся очередников упомянутые земельные участки не предлагались, а их передача в аренду осуществлена без проведения конкурсных процедур, с нарушением Земельного кодекса. В дальнейшем, на вполне законных основаниях – преимущество арендатора при выкупе земельного участка, один из трех участков был выкуплен опять же по незначительной цене – 15 тыс. рублей.
Ярким примером неэффективного использования бюджетных средств являются расходы в размере 1,5 млн. руб., направленные на реконструкцию здания бывшего роддома в детский сад при наличии комиссионного заключения об ограниченно работоспособном состоянии конструкций объекта. В итоге перестройка привела к аварийной ситуации, после чего в феврале с.г. здание продали под разбор на стройматериалы за 25,2 тыс. руб., или в 63 раза меньше затраченного на реконструкцию.
Другим примером неэффективных расходов является выявленное еще предыдущей проверкой КСП перечисление более 2 млн. руб. ООО «Новый город» за изготовление проектно-сметной документации на реконструкцию МУЗ «ЦРБ». Несмотря на то, что оплата произведена в 2008-2009 годах, данная документация до настоящего времени не получена, претензионная работа по данному факту не проводилась, а срок исковой давности уже истек.
Немало вопросов у проверяющих вызвал факт приобретения районной администрацией в 2012 году в селе Давыдовка жилого дома стоимостью 749 тыс. рублей. Дом предназначался для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако с момента покупки (без малого 1,5 года) он не заселен, поскольку в нынешнем его состоянии для проживания не пригоден. На ремонт дома, по оценке администрации, требуется 137 тыс. руб., что свидетельствует о завышении его цены, как минимум, на сумму ремонта. Кстати, прежнему владельцу этот дом обошелся в 2009 году всего лишь в 80,0 тыс. руб., т.е. при продаже дома в муниципальную собственность его цена возросла за 3 года в 9 раз.
Несмотря на сложное финансовое положение, администрация района не уделяет должного внимания претензионно-исковой работе. На 1 января текущего года задолженность за аренду земельных участков составила 1,7 млн. рублей, однако, вопреки законным интересам муниципалитета, судебные иски к взысканию данной задолженности не подавались.
Не предъявлялись претензии и за несвоевременную газификацию района. В ходе проверки иски к подрядчикам на сумму около 2-х млн. руб. по двум договорам поданы в суд.
КСП также обратила внимание, что по завершении строительства газопроводов ряд населенных пунктов так и остаются негазифицированными, или же число домовладений, подключившихся к газу, в них невелико. Причина – техническое состояние домов, не отвечающих требованиям газификации, а также значительная доля малоимущих граждан. Сохранение этой тенденции в дальнейшем может привести к неэффективному расходованию 58,2 млн. руб., направленных из бюджета на проектирование и строительство газопровода для Дубовского муниципального района.
Выявленные проверкой КСП нарушения свидетельствуют, главным образом, об отсутствии должной работы по повышению доходной части бюджета, предотвращению неэффективных и неправомерных расходов, а также ненадлежащей организации деятельности органов местного самоуправления Дубовского муниципального района.
Материалы проверки направлены Врио Губернатора Волгоградской области и в областную прокуратуру для рассмотрения и принятия мер, в том числе по фактам, имеющим признаки коррупции.