На встрече с активом регионального отделения Общероссийского народного фронта Андрей Бочаров заявил не только о своём намерении баллотироваться на пост губернатора, но и о планах в течение месяца сформировать правительство области из числа грамотных профессионалов.
Возникает непростой вопрос: на какие структуры может опереться Андрей Бочаров при решении этой задачи?
Улыбка Чеширского кота
Всем хорошо известно, что Андрей Бочаров до волгоградского назначения руководил федеральным исполкомом ОНФ. В связи с этим многие даже предсказывают местной «Единой России» скорый закат, а региональному отделению «фронтовиков» яркий восход.
Логичным было бы предположить, что и в кадровой политике новый руководитель региона будет искать тех самых профессионалов с помощью этого общественного движения — и в нём самом, и при участии его актива.
Но вот тут-то и обнаруживаются некоторые сложности.
Как в сказке Льюиса Кэрролла про приключения девочки Алисы, волгоградское отделение ОНФ больше напоминает Чеширского кота, который всё время исчезает, оставляя вместо себя только улыбку. Когда в средствах массовой информации говорят про разные судьбоносные встречи с «активом ОНФ», представляется могучая общественно-политическая сила, многочисленная, патриотическая, вдохновляющая на подвиги...
Однако все попытки её обнаружить или хотя бы сосчитать заканчиваются ничем.
«Из ничего и выйдет ничего»…
Волгоградское региональное отделение зарегистрировалось ещё в октябре прошлого года. В числе сопредседателей по-прежнему значатся Юрий Староватых , Татьяна Гензе и Вадим Ткаченко , есть ещё председатель ревизионной комиссии Владимир Сальный , на разных официальных мероприятиях периодически появляются ещё десяток-другой «активистов» движения, вот, собственно и всё.
Официального сайта у волгоградского ОНФ до сих пор нет, есть две странички-близняшки в социальных сетях, напоминающих пробы начинающего блогера. На страничке волгоградского ОНФ нет ни уставных документов регионального отделения, ни планов работы, ни списков «активистов» движения, не говоря уже о простых его членах. На два наивных вопроса пользователей странички о том, как вступить в волгоградский ОНФ и каким имуществом «фронтовики» располагают, пресс-служба (?) ОНФ даёт не менее наивные ответы: вступить пока никак нельзя, так как не определена процедура и не пройдены ещё все этапы регистрации (?!), а имущества никакого нет ( http://vk.com/topic-66047541_29473227 ). Ни офиса, ни адреса, ни членов, ни документов, ни имущества. Ни-че-го.
Из всех новостей – перепосты федерального ОНФ, цитаты из выступлений Андрея Ивановича Бочарова и глубокомысленные комментарии вокруг этих цитат из уст трёх сопредседателей и руководителя ревизионной комиссии.
Через месяц ОНФ исполняется три года. Полгода прошло с момента регистрации регионального отделения. В итоге – пустота. В отличие от Волгоградской области во многих других регионах ОНФ, по крайней мере, в виртуальной реальности, кое-где попадаются даже отчёты о проделанной работе.
В нашем случае имеется только городость тем фактом, что президент Путин объявил о создании ОНФ именно в Волгограде.
Пока врио губернатора Андрей Бочаров вряд ли догадывается, что встречи с «активом» волгоградского ОНФ — это как беседа с улыбкой Чеширского кота: очень увлекательно, но совершенно сказочно. Если Андрей Иванович вдруг вознамерится «зачерпнуть» профессионалов из регионального ОНФ, его ждёт очень большое разочарование — «из ничего и выйдет ничего», — говорил великий Шекспир. Как прежнему руководителю федерального исполкома ОНФ, Андрею Ивановичу стоило бы обратить внимание на печальное положение дел с их полным отсутствием в Волгоградской области.
Иначе полным пшиком может закончиться не только федеральный проект ОНФ «ЗА честные закупки», но и губернаторские выборы.
Тра-ля-ля и Тру-ля-ля при губернаторе: Общественная палата и Общественный совет
Нередко на телекартинках врио губернатора Андрей Бочаров сидит в плотном кольце членов Общественной палаты и Общественного совета при губернаторе.
Многие из этих почтенных дам и господ символизируют одновременно общественников, руководителей и ветеранов. Сегодня все они наперебой расписывают, какие правильные и своевременные шаги предпринимает Андрей Иванович по исправлению того, что до него натворил Сергей Анатольевич. Рассуждают о том, что власть должна быть моральной, вода — мокрой, а губернатором — исключительно руководитель, посланный нам Богом и президентом. А если он еще и Герой России, то «мы победили, и враг бежит, бежит, бежит»!
При этом ни Общественная палата, ни Общественный совет ни вместе, ни по отдельности ничего не предпринимали в свое время для исправления катастрофической ситуации в регионе.
Официальный статус этих двух совещательных органов — «при губернаторе». Однако в нашем случае эта приставка равняется положению придворной фрейлины, затягивающей корсет на господских телесах.
Вообще-то, по идее, главная роль таких органов — это исполнение функции совести в случае бессовестности власти, прямое обращение к губернатору — при необходимости защиты интересов граждан — поверх бюрократии и единороссовской номенклатуры.
К сожалению, оба органа со своими обязанностями не справились. Они не стали «защитой от дурака», их члены не смогли и не захотели реализовать имеющийся авторитет, который теперь уже безнадёжно утрачен.
Совсем недавно врио губернатора Андрей Бочаров продлил полномочия всех членов Общественного совета при губернаторе Волгоградской области. А задавался ли он вопросом, чем Общественный совет отличается от Общественной палаты? Возьму на себя смелость ответить: отличается только тем, что Общественной палатой руководит ректор Волгоградского университета (теперь президент вуза) Олег Иншаков, а Общественным советом — ректор медицинского университета Владимир Петров.
А знакомился ли Андрей Бочаров с информацией о конкретных результатах бурной деятельности этих важных совещательных органов?
На официальном портале областного правительства есть рядышком специальные закладки.
У Общественной палаты мероприятия идут постоянно, только сведений об их результативности не имеется.
У Общественного совета протоколы вообще заканчиваются апрелем прошлого года, с результативностью — та же история.
Нужные ли это органы? Теоретически нужные. Есть ли там авторитетные люди? Да, есть, хотя их там значительно меньше списочного состава.
В итоге оба органа и их члены выполняют функцию бутафории при принятии решений региональной исполнительной власти .
Искать советов по подбору кадров в региональное правительство ни в Общественной палате, ни в Общественном совете, увы, нельзя. Слишком сильны традиции сервильности и ориентация многих членов на личные, а не общественные интересы.
Что можно и нужно сделать? Полностью пересмотреть уставные документы и Общественной палаты, и Общественного совета с целью объединения этих органов и изменения принципов их формирования, исключить возможность кооптации большинства их членов органами власти. Досрочно прекратить полномочия этих структур и сформировать заново. Наделить Общественную палату функцией рекомендовать кандидатуры на руководящие посты в правительство с использованием процедуры публичных слушаний кандидатов.
Откуда возьмутся кадры, или Как обойти бюрократического Бармаглота?
Тема ОНФ, Общественной палаты и Общественного совета при губернаторе возникла не случайно. Только через структуры гражданского общества (пусть и такие рахитичные) возможно проникновение новых идей и новых лиц и в региональное правительство, и в представительные органы власти, и в общественно-политическую жизнь Волгоградской области в целом.
Вместо этого все перечисленные структуры являются вторым, внешним кольцом волгоградской бюрократии, не ослабляющим её хватку, а, напротив, удушающим всё активное и живое. Далеко не случайно, что почти все их члены (за редким исключением), «активисты-общественники», являются действующими чиновниками, бывшими чиновниками, родственниками чиновников, руководителями организаций, зависящими от чиновников, и коммерсантами, обслуживающими чиновников. По сути – это «второе издание» волгоградской бюрократии.
Кого Общественная палата Волгоградской области выбрала и делегировала в члены Общественной палаты РФ? Лидию Будченко, чиновницу с внушительным стажем, бывшего руководителя комитета по управлению архивами областной администрации, ныне — руководителя госучреждения.
Кто-нибудь слышал о таком выдающемся общественном деятеле Волгоградской области, удостоенном чести представлять интересы общественных организаций региона? Вряд ли. Но этот пример хорошо иллюстрирует, насколько отличаются лакированные «общественники» от их реального содержания.
Общественная жизнь так устроена, что вне институтов подбор и отбор кадров невозможен. Поэтому врио губернатора Андрею Бочарову предстоит сделать выбор: либо подбирать себе подчинённых с помощью нашёптываний из складывающегося ближнего бюрократического окружения в антураже «авторитетных общественников», либо пробовать самому формировать процедуру «перезагрузки» ОНФ, Общественной палаты, Общественного совета, чтобы не оказаться заложником местной «элиты».
«Перезапустить» запущенное
В таких условиях за один месяц новое работоспособное правительство сформировать невозможно. Точнее, возможно, но его состав затем придётся постоянно изменять, что будет чревато новым циклом кадровой чехарды и постоянными корректировками структуры исполнительного органа региональной власти.
Гораздо разумнее отложить вопрос формирования областного правительства до выборов, возложив функции министров на исполняющих обязанности, назначенных вместо прежних. За четыре месяца они смогут показать, на что способны, за этот период можно подготовить всю нормативно-правовую базу для трансформации правительства в областную администрацию, заняться тщательным отбором кандидатур на будущие вакансии, более обстоятельно познакомиться с людьми, разобраться и перезапустить систему кадрового резерва, начать процедуру аттестации госслужащих и ещё многое, многое, необходимое в решении кадровых вопросов.
Параллельно за это время господин Бочаров мог бы «перезапустить» и волгоградский ОНФ, и прочие общественные структуры, подготовить их к новым задачам подбора и отбора авторитетных и активных лидеров общественного мнения. В условиях предстоящей избирательной кампании это имело бы двойной эффект.
В противном случае врио губернатора придётся опираться на то, чего в реальной жизни не существует (нынешний волгоградский ОНФ), на бутафорских активистов-общественников и на деморализованную волгоградскую бюрократию, развращённую использованием административного ресурса и фальсификаций на выборах.
Одного желания Андрея Бочарова сделать предстоящие губернаторские выборы честными недостаточно. Для достижения этой цели ему потребуется найти людей, которые окажутся способными не просто сделать «результат» на выборах, а сделать это чисто и честно. От этого, в случае победы, будет зависеть и степень его легитимности, и работоспособность будущего правительства, и шансы Волгоградской области покинуть Зазеркалье.
Виктор Пилипенко
Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите CTRL + ENTER Рейтинг: 0 Голосов: 0 522 просмотра Оцените статью: Нравится ↑ Не нравится ↓