Экспонаты выставки – духовые, язычковые, ударные, струнные и клавишные инструменты разных эпох, которые традиционно производили и использовали в немецкой общине.
Немецкие миссионеры, переселившиеся в XVIII веке в Нижнее Поволжье из города Гернгута для обращения местных калмыков в христианскую веру, были образованными в культурном отношении людьми. Важную роль в жизни основанной ими колонии играли музыка и пение. Общину гернгутеров местные жители даже называли «поющей». Роль музыки для гернгутеров не сводилась только к досугу – музыка и пение сопровождали все значимые события в духовной жизни колонистов. Например, сарептяне в кирхе по выходным дням для молитвенных песнопений. Почти у каждого колониста дома были музыкальные инструменты, играя на которых, сарептяне коротали зимние вечера.
Работала в Сарепте и небольшая фабрика по производству музыкальных инструментов. Ее основал местный кровельщик Готлиб Мюке. Инструменты, производимые на этой фабрике, ценились высоко и продавались дорого на ярмарках. Благодаря этой фабрике у сарептян был музыкальный оркестр, в состав которого входили цитры, флейты, тромбоны, валторны, литавры и барабаны. В репертуаре оркестра были произведения таких известных европейских композиторов, как Георг Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Йозеф Гайдн. Некоторые их произведения были впервые исполнены в России именно в Сарепте.
Особое место в музыкальной жизни общины Сарепты играл, конечно же, орган. Первый небольшой инструмент, имевшийся в этой общине, был уничтожен в 1775 году при нашествии в наши края пугачевцев. Двадцатью годам позже, в 1795 году, в Сарепту был привезен из Москвы другой инструмент, изготовленный по специальному заказу знаменитым в ту пору мастером Мюнихом.
Послушать орган до сих пор собираются волгоградцы и гости из соседних регионов. Конечно, это уже не тот клавишно-духовой инструмент, который был создан в 18 веке, но это единственный в области орган с живым звучанием, без электронного усиления.
Александр Литвинов. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский.