В представленном проекте Решения предлагается утвердить Правила распространения наружной рекламы, рекламы на муниципальном транспорте и размещения объектов городской наружной информации на территории Волгограда (далее – Правила).
В представленных Правилах даны основные понятия в сфере наружной рекламы, которые не прописаны в действующих Общих правилах распространения наружной рекламы на территории Волгограда, утвержденных постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.11.2002 № 46/884 (далее – Общие правила).
В Правилах также определена компетенция представительного и исполнительного органов местного самоуправления Волгограда в сфере наружной рекламы, в части принятия нормативных актов, определяющих порядок расчета платы, взимаемой по договорам.
В действующей редакции Общих правил к компетенции Волгоградской городской Думы относится порядок формирования финансовых поступлений.
Новацией Правил является регламентация в них вопросов:
- распространения наружной рекламы на муниципальном имуществе Волгограда, не отнесенном к недвижимому имуществу;
- рекламы на транспорте;
- размещения объектов городской наружной информации.
Пункт 3.3. Правил закрепляет форму проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности в форме конкурса.
В статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) определено: заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса). Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
В действующих Общих правилах предусмотрены формы торгов и в виде конкурса и в виде аукциона.
В ходе подготовки заключения контрольно-счетная палата провела совместное совещание с разработчиками проекта Решения.
Представлены пояснения департамента по рекламе администрации Волгограда (исх. от 30.05.2012 № ДР-1508), согласно которым, проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности Волгограда в форме конкурса представляется более целесообразным как с точки зрения интересов бюджета, так и с позиций юридической техники.
Обосновывается это в первую очередь тем, что при проведении торгов в форме конкурса оцениваются кроме цены такие критерии, как осуществление благоустройства территории, возможность размещения социальной рекламы за пределами 5% годового объема рекламы.
Контрольно-счетная палата считает целесообразным направить в Волгоградскую городскую Думу, представленные в ее адрес департаментом по рекламе администрации Волгограда, дополнения к пояснительной записке по проекту Решения.
В пункте 3.4. Правил определено, что заключение договора на размещение рекламы на муниципальном транспорте Волгограда осуществляется на основе торгов в форме аукциона.
В этой связи контрольно-счетная палата отмечает, что в соответствии со статьей 20 Закона о рекламе, размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. Обязанности заключать указанный договор на торгах законодатель не установил.
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда в своем заключении на проект Решения (исх. от 13.03.2012 № 3176ом) также обращает внимание на имеющееся не соответствие.
Департамент по рекламе администрации Волгограда (исх. от 30.05.2012 № ДР-1508) данную позицию обосновывает следующим образом. Закон о рекламе формально не содержит запретов проводить процедуру торгов на транспорте. Проведение аукциона позволит получить дополнительные доходы в бюджет Волгограда в виде платы за право заключения договоров, которые составят порядка 25%-30% от суммы, на которую ежегодно заключаются соответствующие договора между распространителями рекламы и организациями, наделенными вещным правом в отношении муниципального транспорта. Контрольно – счетная палата обращает внимание на тот факт, что отсутствует обоснование указанной суммы.
Кроме того, считаем необходимым предложить разработчику проекта Решения дать пояснения о правовой основе проведения торгов на право размещения рекламы на имуществе, которое передано в хозяйственное ведение предприятиям и используется ими в соответствии с действующим законодательством.
В пункте 3.2. проекта Решения дано поручение комитету Волгоградской городской Думы по информационной политике и средствам массовой информации подготовить и внести на утверждение Волгоградской городской Думы проект муниципального правового акта, определяющего порядок расчета платы, взимаемой по договорам, определенным в Правилах.
Срок вступления в действие представленного проекта Решения со дня официального опубликования. Таким образом, расчет платы, взимаемой по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе должен производиться на основе нормативных актов, принятых Волгоградской городской Думой.
В настоящий момент плата по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций определяется в соответствии с Методикой определения размера платы, взимаемой по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, являющихся муниципальной собственностью Волгограда, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 05.08.2002 № 927 (ред. от 20.01.2012) (далее – Методика).
Возникает правовая коллизия. Методика действует, но она утверждена постановлением администрации Волгограда. Нормативный акт Волгоградской городской Думы, определяющий порядок расчета платы не принят.
С целью недопущения правовых коллизий, контрольно-счетная палата считает целесообразным отразить в проекте Решения:
- «…расчет платы, взимаемой по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, являющихся муниципальной собственностью Волгограда, осуществляется в соответствии с Методикой определения размера платы, взимаемой по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах, являющихся муниципальной собственностью Волгограда, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 05.08.2002 № 927 (ред. от 20.01.2012) до принятия соответствующего нормативного акта Волгоградской городской Думы…».
Учитывая изложенное, контрольно-счетная палата считает возможным рассмотреть представленный проект Решения с учетом предложений и при условии положительного заключения правового отдела Волгоградской городской Думы на проект Решения.