ЦМС: Первое заседание в 2018 году

Заседание ЦМС 31 января 2018
Фото: www.volgmed.ru

31 января в актовом зале ВолгГМУ традиционно открылось заседание центрального методического совета. Высокому собранию предшествовало знакомство членов совета и гостей с организованной научно-фундаментальной библиотекой экспозицией материалов, выпущенных преимущественно профессорско-преподавательским составом ВолгГМУ, касающихся вопросов заседания.

Председатель ЦМС, профессор В.Б. Мандриков огласил повестку дня, где были представлены следующие темы для рассмотрения: значение научно-исследовательской работы сотрудников и студентов для улучшения качества образовательного процесса в университете; новые возможности развития фундаментальной науки в ВолгГМУ; отчет о создании инклюзивной образовательной среды в ВолгГМУ и ее перспективы.

Виктор Борисович особо подчеркнул актуальность рассматриваемых вопросов в аспекте требований Роспотребнадзора к научной составляющей образовательного процесса.

Первое слово было предоставлено проректору по научной работе ВолгГМУ профессору М.Е. Стаценко , который выступил с докладом « Научная работа студентов и преподавателей в образовательной деятельности ». Михаил Евгеньевич сообщил собравшимся о мировой тенденции общества, основанной на знании. Было сказано, что: «Общество, приходящее на смену предыдущему в начале XXI века, являет собой, прежде всего общество – основанное на знании, общество знания (knowledge society) или обучающееся общество (learning society) в самом широком смысле этого слова. В настоящее время следует тенденция к развитию «экономики знаний» (образование, здравоохранение). Университет превращается в ключевой центр производства и распространения знания».

Современный университет призван обучать студентов в неизменно меняющемся мире при условиях: интернационализации науки и образования, которые подразумевают знание языков, основ кросс-культурной коммуникации и академической мобильности; роста значения внешнего («внебюджетного») финансирования и грантов , в то время как «традиционный» университет чужд идеям получения прибыли как основной цели своей деятельности; международных рейтингов и сравнений.

Профессор М.Е. Стаценко поставил аудитории риторический вопрос: «Где сейчас это старое доброе время –   мел и губка, мудрец за кафедрой?», за которым, им же, дан ответ: Теmроrа mutantur et nos mutamur in illis – Времена меняются, и мы меняемся с ними».

Динамика развития современных вузов отмечает, что высшее образование должно становиться все более конкурентоспособным, а так как знания быстро устаревают, это противоречие может быть преодолено с помощью гибкой системы образования. На каждом уровне обучения необходимо развивать у студентов творческое мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования. Традиционно понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) отождествляется с формами привлечения студентов к научной работе кафедр, а также кафедральных и вузовских лабораторий, выполнению учебных исследовательских работ, курсовых, дипломных, выпускных квалификационных работ (ВКР), участию в конференциях, семинарах, конкурсах, выставках.

Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г. выдвинула и определила новые требования к модернизации диагностики, лечения и профилактики заболеваний. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС-3+) выпускник должен быть готов к выбору разнообразных видов деятельности в системе здравоохранения, в том числе инновационной, клинической, методической и научно-исследовательской. Данные виды научно-исследовательской работы должны быть организованы кафедрами и научными подразделениями вуза под контролем деканатов и отдела производственной практики.

Научно-исследовательская работа (НИР) является обязательным разделом подготовки специалиста. При разработке программы НИР вуз должен предоставить возможность обучающимся: участвовать в проведении научных исследований; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию НИР по теме (заданию); составлять отчёты по теме или её разделу; выступать с докладом на научной конференции. На каждом этапе должно быть обеспечено научное консультирование научно-педагогическим работником вуза.

В процессе выполнения НИР и оценки её результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций у обучающегося. Обычно, присутствие работодателей обеспечивается в рамках защиты дипломных и выпускных квалификационных работ.

Проректор по научной работе предложил формы и методы НИР, позволяющие привлечь студентов к научному творчеству:

- научно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс и проводимая в учебное время (в том числе при прохождении учебной практики) в соответствии с учебными планами и рабочими программами (специальные лекционные курсы по основам научных исследований, различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа студентов);

- научно-исследовательская работа, выполняемая студентами во внеучебное время (в основном в рамках СНО/НОМУС).

Для младших курсов основными формами НИР студента в рамках учебного процесса является: подготовка рефератов; индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска; участие в предметных кружках.

Студентами предусмотрена НИР в учебном процессе в виде курсовых и дипломных работ, ВКР по специальностям: « Медико-профилактическое дело », « Биотехнические системы и технологии », « Менеджмент», «Педагогическое образование» (профиль биология) , « Биология» (профили: генетика и биохимия) , « Фармация », «Медицинская биохимия», « Социальная работа» и «Клиническая психология ».

Формы НИР студентов во внеучебное время существующие в нашем вузе сегодня – это работа в НОМУС. Чаще всего она представлена как студенческие научные кружки (более 1000 студентов) и научные конференции и олимпиады, проводимые при кафедрах вуза. Использование НОМУС как подготовку публикаций и оформление патентов применяется заметно реже. НОМУС как участие студентов в хоздоговорных темах, грантах, федеральных целевых программах – очень редко, скорее исключение.

В дальнейшем Михаил Евгеньевич назвал инновации в работе НОМУС ВолгГМУ, а именно: 1) работа с наукометрическими базами данных, 2) медицинская статистика, 3) написание тезисов для конференции и статьи в журнал, 4) подготовка презентации для устного выступления. Также было упомянуто о «Недели науки в ВолгГМУ», которая включала:

  • - день научного кино с показом научно-образовательного фильма,
  • - мастер-класс по тайм-менеджменту,
  • - медицинский КВИЗ,
  • - цикл мастер-классов в рамках ШМИ (школа молодого исследователя),
  • - съезд МНО (молодежное научное общество) медицинских и фармацевтических вузов ЮФО (южный федеральный округ),
  • - тренинг по социальному взаимодействию,
  • - первые медицинские дебаты.
  • Михаил Евгеньевич напомнил, что в июле 2017 года в спортивно-оздоровительном лагере ВолгГМУ с 17-28 июля проходил форум «Медицинская наука-2017» в рамках НИРС во внеучебное время. Основной формой (правилами) НИРС, выполняемой во внеучебное время должно стать привлечение студентов для выполнения научных исследований, проводимых кафедрами по госбюджетной и хоздоговорной тематике. В группу, занимающуюся решением определённой научно-технической задачи, включается несколько студентов, как правило, различных курсов. Все это позволит обеспечить преемственность, непрерывность и четкую организацию их работы. Руководство работой студентов должно осуществляться преподавателями, научными сотрудниками и аспирантами, работающими в группе.

    Содокладчиком выступил председатель совета НОМУС ВолгГМУ, доцент В.Л. Загребин, который дополнил выступление М.Е. Стаценко, сообщением об « Обучение проектной деятельности молодых ученых для улучшения качества образовательного процесса в университете », а именно рассказал о направлениях работы МОО ФМНО (федерация молодежных научных обществ): обучающие школы; открытые лекции; конференции; съезды; форумы; конкурсы грантов.

    Валерий Леонидович подробно рассказал о прошедшем в июле Молодежном образовательном форуме «Медицинская наука-2017», в котором: приняли участие – более 60 студентов; проведено – 43 программных мероприятий образовательной и спортивно-развлекательной направленности; сгенерировано – 90 проектных идей; защищено – 16 социальных и 16 инновационных проектов. В.Л. Загребиным подробно были проиллюстрированы все пункты программы форума. Положительным результатом дискуссии по вопросу был, принятый единогласно, проект решения: 1) выпускающим кафедрам создать банк тем курсовых и дипломных (в том числе ВКР) работ студентов; 2) кафедрам и научным подразделениям вуза шире использовать научное оборудование кафедр и научных подразделений для выполнения НИР студентами, а также активнее привлекать к проведению научных исследований, написанию статей, подготовке к участию в научных конференциях; 3) предусмотреть в смете расходов вуза статью по финансированию НИР студентов (в учебное и внеучебное время: расходные материалы, амортизация и ремонт научного оборудования, командировки и др.); 4) в рамках ЦМС вуза и ЦМК по дисциплинам регулярно рассматривать вопросы, связанные с научной работой студентов  в образовательной деятельности; 5) деканатам, совместно с отделом по производственной практике, согласовать планирование, реализацию и подведение итогов НИР в рамках реализации учебного плана ООП.

    С вторым актуальным вопросом заседания выступил помощник ректора по инновационному развитию А.В. Стрыгин с докладом « Новые возможности развития фундаментальной науки в ВолгГМУ ». В своем сообщении Андрей Валерьевич подробно рассказал о структурных подразделениях, входящих в состав, накануне введенного в эксплуатацию, Научного центра инновационных лекарственных средств. Сказано, что это современный научно-учебный комплекс, оснащенный высоко-современным, аналитическим парком оборудования, направленным на разработку новых оригинальных лекарственных средств, а также на подготовку высококвалифицированных кадров, как для работы в данном центре, так и для работы в практическом и научном секторе. На базе Центра располагаются следующие подразделения:

    - лаборатория высокопроизводительного скрининга и рецепторологии (проведение диверсификационного и сфокусированного высокопроизводительного скрининга химических соединений in vitro);

    - лаборатории фармакокинетики и метаболизма лекарственных средств (изучение фармакологической кинетики и метаболизма действия новых потенциальных лекарственных средств);

    - лаборатория морфофармакологии (проведение патогистологических, иммуногистохимических, молекулярно-биологических исследований методами оптической, электронной растровой и трансмиссионной микроскопии);

    - лаборатория лекарственных средств метаболического действия (поиск новых потенциальных лекарственных средств для лечения сахарного диабета, атеросклероза, регуляции гемореологии и тромбогенеза методами фармакологического скрининга in vivo и in vitro);

    - лаборатория клеточных технологий (выделение и поддержка клеточных культур, их использование для высокопроизводительного скрининга, исследования механизма действия лекарственных средств и цитотоксикологии);

    - лаборатория геномных и постгеномных технологий и генотоксикологии позволяющая: исследование механизмов действия лекарственных средств на клетки, на основе изучения изменений экспрессии генов, а так же выявление генов и белков, связанных с различными заболеваниями. Станет возможным разработка лекарственных препаратов с маркерами их действия (выделение белков и нуклеиновых кислот, секвенирование нуклеиновых кислот, ПЦР, капиллярный электрофорез, цитофлюориметрия, Q-TOF и MALDI-TOFF, масс-спектрометрия). Проведение независимых сертификатных анализов образцов животного происхождения с помощью ПЦР, идентификация неизвестных генетических элементов, изучение токсических свойств веществ и материалов и многое другое, так же будет осуществимо;

    - лаборатория химико-фармацевтических технологий предназначена для разработки лабораторных и опытно-промышленных регламентов производства. Опытно-промышленный участок готовых лекарственных форм предназначен для производства 1000-5000 упаковок/сутки готовых лекарственных форм);

    - экспериментально-биологическая клиника, предназначена для приема и содержания лабораторных животных, которые будут предоставляться для проведения экспериментов;

    - лаборатория специфической токсичности (изучение аллергенности, иммунотоксичности и мутагенности новых потенциальных лекарственных средств);

    - лаборатория сердечно-сосудистых средств (поиск противоаритмических, антиангинальных и антигипертензивных лекарственных средств, препаратов для лечения нарушений мозгового кровообращения методами фармакологического скрининга in vivo и in vitro);

    - лаборатория нейропсихотропных средств (поиск новых потенциальных лекарственных средств для лечения нейродегенеративных поражений ЦНС, антидепрессантов, анксиолитиков, противосудорожных и обезболивающих лекарственных средств методами фармакологического скрининга in vivo и in vitro);

    - лаборатория общей токсичности (доклиническое изучение токсичности (острой, подострой, хронической) новых потенциальных лекарственных средств при различных путях введения);

    - лаборатория репродуктивной токсичности (доклиническое изучение и оценка влияния новых потенциальных лекарственных средств на процессы сперматогенеза).

    А.В. Стрыгин подчеркнул, что парк высокоточного и инновационного оборудования постоянно расширяется и это позволяет говорить о большем спектре исследований, как в области доклинических исследований, так и научном спектре. Данный контекст открывает новые возможности в области научных исследований, проводимых на кафедрах и подразделениях Университета. Оборудование позволит расширить рамки научных исследований, а также осуществить коллаборацию между теоретическими и клиническими кафедрами. Все это даст возможность участия в серьезных грантах, в которых из-за отсутствия технопарка подача заявки была невозможна. Обучение практическим навыкам и познание современных методов исследований позволят нашим студентам старших курсов профильных факультетов, дипломникам, аспирантам, ординаторам повысить свои профессиональные навыки, углубить знания по основным направлениям лабораторий. Выполнение научно-исследовательских работ на базе лаборатории геномных, постгеномных исследований и генотоксикологии даст возможность получить глубокие знания по основам медицинской генетики, освоить методы молекулярно-генетической диагностики, цитогенетического исследования, биохимических методов диагностики.

    На базе лабораторий фармакокинетики возможно освоение современного масс-спектрометрического оборудования и принципов работы на нем, а также необходимости его в идентификации белков, определения изменений в их структуре вследствие различных взаимодействий, определение путей метаболизма различных лекарственных средств.

    На базе лаборатории высокопроизводительного скрининга ординаторы медико-биологического факультета смогут освоить методы тестирования активности различных химических соединений на различных биохимических мишенях, способы получения стабильных клеточных линий.

    Научно-производственная база позволит обеспечить студентам фармацевтического факультета повышение научно-исследовательской работы и качества учебно-методического процесса.

    Подразделения научного центра позволят студентам-исследователям повысить качество и эффективность научно-исследовательской работы на всех основных этапах жизненного цикла лекарственного препарата, начиная от компьютерного прогноза биологической активности нового химического соединения и его рационального синтеза до углубленных доклинических исследований, фармацевтической разработки и получения, опытных партий нового препарата.

    Организация учебного процесса на базе Центра позволит существенно улучшить освоение студентами выпускных курсов навыков по профильным темам и подготовки их к первичной аккредитации специалистов. Основным результатом организации учебного процесса студентов фармацевтического и медико-биологического факультетов на базе научного центра станет достижение эффективной интеграции образовательного процесса с технологиями практической разработки инновационных лекарственных средств, что, несомненно, обеспечит подготовку высококвалифицированных специалистов.

    Проект решения был лаконичен и принят единогласно: 1)  ответственными за научную работу на кафедрах рассмотреть возможность проведения исследовательских работ с использованием высокотехнологичного оборудования; 2)  рассмотреть вопрос о проведении практических занятий и научных работ на базе инновационного центра для ординаторов, аспирантов и студентов профильных кафедр выпускных курсов.

    Третьим важным вопросом повестки дня стал доклад « Анализ выполнения мероприятий по созданию инклюзивной образовательной среды для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России на 2014-2017 годы », с которым выступил ответственный по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, доцент Е.Г. Вершинин . В своем отчете Евгений Геннадьевич рассказал о выполненных мероприятиях по созданию инклюзивной образовательной среды для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в нашем Университете и ознакомил собравшихся с запланированными мероприятиями для включения их в перспективный план развития ВолгГМУ на 2018-2022 годы. Проект решения по вопросу принят единогласно: 1)  реализацию мероприятий по созданию инклюзивной образовательной среды для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ВолгГМУ на 2014-2017 годы, в целом, одобрить; 2)  с учётом запланированных мероприятий разработать «Перспективный план создания инклюзивной образовательной среды для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ВолгГМУ на 2018-2022 годы»; 3)  согласовать смету расходов по созданию инклюзивной образовательной среды для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» по годам.

    В прениях по вопросам повестки дня приняли участие проректор по учебной работе С.В. Поройский , декан стоматологического факультета Д.В. Михальченко , начальник отдела производственной практики П.Р. Ягупов .

    В завершении председателем ЦМС В.Б. Мандриковым было подчеркнуто, что вуз не может быть аккредитован без обучения лиц с ОВЗ, а также других актуальных тем, поднятых на заседании. Виктор Борисович выразил признательность всем собравшимся в успешной реализации повестки дня и пожелал сил и терпения в подготовке к предстоящей в 2019 г. аккредитации.

    Начальник УМО, профессор А.И.  Краюшкин,
    секретарь ЦМС, Е.В.  Горелик.
    Фото: В. Н. Морозкин

     
    По теме
    Уважаемые жители Волгограда! В связи с осложнением обстановки в стране, связанным с проведением террористических актов, призываем Вас быть предельно бдительными.
    3 апреля 2024 года в 16.00 в Волгоградской ОУНБ им. М. Горького состоится вечер китайской сюжетной поэзии Сун и Тан в рамках фестиваля китайской литературы, приуроченного к Году культуры России-Китая 2024–2025.
    Семья Калиевых — хранители традиций - Газета Заря 22 марта в рамках Всероссийского конкурса "Семья года" на территории Октябрьского района был проведён второй этап регионального конкурсного отбора семей —прохождение в очной форме конкурсных испытаний для определения победителей.
    Газета Заря
    DSC_3642 - Газета Восход В Светлоярской школе № 1 уже два года работает педагог Надежда Дивавина Программа «Земский учитель» — это проект, разработанный в рамках программы РФ «Развитие образования».
    Газета Восход
    Орден Мужества для олимповца из Антиповки - Сетевое издание Уезд. Вести Камышинского района   Сегодня в Центре патриотического воспитания имени А. П. Маресьева были вручены Ордена Мужества родственникам троих погибших в ходе СВО героев.
    Сетевое издание Уезд. Вести Камышинского района