Трое в лодке

Семья – главное понятие в жизни любого ребенка. Там, где царят любовь, взаимопонимание и уважение, дети растут здоровыми и счастливыми. Оценить всю важность и ценность семьи, сформировать уважительное и бережное отношение к семейным ценностям, помимо родителей, детям помогают детский сад и школа. И именно такой тандем – залог успеха и гармоничного развития семейных отношений.

Сети-сети, вам кого?

Сегодня, в это кризисное время (понятие не только экономическое, но и, скорее, морально-этическое), мы зачастую забываем сказать друг другу самые главные, такие простые, но столь важные слова: "я люблю тебя", "ты для меня самый дорогой человек на свете", "без тебя моя жизнь не имела бы смысла" и так далее. Все это искренне можно адресовать членам своей семьи, тем, кто ежедневно нас окружает и поддерживает. Еще в 2012 году указом президента "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы" была выстроена линия по поддержанию и актуализации семейных ценностей в нашей стране, семью объявили безусловным приоритетом развития государственной политики.

Однако в последнее время преподаватели все чаще замечают снижение педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей, отсутствие заинтересованности в таком воспитании. Конечно, данное положение всего лишь отражение проблем текущего момента. Так, к несчастью, по мнению психологов, не дети, а именно взрослые сегодня все более подвержены вирусу "виртуальности" и компьютеризации, социализации через социальные сети в ущерб реальному семейному общению и воспитанию.

А в вашей семье есть подобная проблема? Если вы один из тех, кто не увлекается соцсетями, будь то "Одноклассники", "ВКонтакте", "Фейсбук" и все остальные, а все свое свободное время посвящает детям и семье, вы счастливый человек. Во-первых, не тратите свое время в никуда, во-вторых, проводите его за реальным общением с родными и близкими. Однако сегодня таких людей, увы, все меньше.

Эльвира Кузнецова, практикующий психолог, специализация "Семейные отношения":

"Говорить о том, что именно виртуальный мир, затаскивающий в свои увлекательные сети всех без разбора, и молодых, и пожилых, является единственным виновником распада внутрисемейных традиций и ценностей, не совсем верно. Какие проблемы испытывает система семейного воспитания сегодня?

Родители излишне озабочены ранней интеллектуализацией детей, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до восьми лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер развития.

С каждым годом фиксируются все более очевидные потери семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, именно момент передачи опыта.

Прискорбно, но факт: наблюдается крайне низкий уровень нравственной культуры современных родителей".

Маленькая ступень

В большое будущее

Итак, доминирующий вектор в воспитании и развитии ребенка принадлежит семье. Помочь ребенку понять это могут и должны детский сад и начальные классы школы.

О том, как и какими способами детсадовская среда формирует у ребенка бережное и уважительное отношение к близким и семье, нам рассказала Юлия Сергеевна Тоцкая, педагог-психолог, воспитатель МОУ "Центр развития ребенка № 6" Дзержинского района Волгограда:

"Конечно же, семья – самая большая ценность для ребенка. Здесь начинается его жизнь, он развивается физически, умственно, нравственно, эстетически и духовно. Семья является тем местом, где малыш получает первый опыт взаимодействия с окружающими людьми.

Педагоги детского сада, помимо прочего, стараются гармонизировать семейные отношения, раскрыть перед ребенком важность семейных ценностей. В рамках программы "Моя страна, мой город, моя семья" мы успешно реализуем следующие задачи работы с детьми: формирование понятия "семья", выработка потребности радовать близких добрыми делами и заботливым отношением, развитие навыков взаимодействия с членами семьи, воспитание уважения к жизненному опыту старших.

В этих целях создается предметно-развивающая среда. В ежедневной беседе с ребятами мы рассуждаем о том, что же такое семья, что значит слово "любовь", "уважение", "почитание", "взаимопомощь". И дети всегда охотно разговаривают на данные темы.

Чаще всего мы организуем подобные занятия в игровой форме, так детям это интереснее и, кроме того, материал усваивается легче. К примеру, инсценировка сказки "Репка" дает ребятам понимание того, что в семье без помощи и взаимовыручки никак не обойтись. Также мы очень трепетно относимся к семейным фото и периодически организуем конкурс на лучшую стенгазету с названием "Мама, папа, я – вместе дружная семья".

Рисунки на тему "Моя любимая мама" особенно нравятся как мальчишкам, так и девчонкам. Как мама выглядит, чем она занимается, за что же мы так сильно любим свою маму – это и многое другое раскрывается в обсуждениях на тему "Мама – главное слово". А стихи, выученные для мамы, радуют не только тех, кому они посвящены и рассказаны с особым чувством, но и в особенности самих рассказчиков.

Не забываем мы и о наших папах. Обязательно рассуждаем на тему иерархии в семье, говорим о том, что папа – самый главный. Готовим поделки к праздникам – Дню отца и Дню защитника Отечества. Мальчишки наперебой рассказывают, что когда вырастут, они тоже поженятся (половина из них – на своих мамах), станут защитниками и главными добытчиками в семье.

Мы, воспитатели, очень надеемся на то, что эти зерна – отзывчивость, любовь, уважение к семье и семейным традициям – упадут в благодатную почву и прорастут самыми лучшими чувствами в крепких и любящих семьях наших воспитанников".

Родом из детства

Но вот заканчивается адаптация к жизни в обществе и общению со сверстниками в детском саду, и ребята отправляются в школу, вступая на еще одну ступень социальной реализации. И на этом этапе помощь и поддержка семьи ребенку не менее важны.

Оксана Павловна Алексина, учитель начальных классов МОУ "Лицей № 9 им. А. Н. Неверова", Волгоград:

"Работа по воспитанию в детях уважения к взрослым, понимания ценности семьи проводится в нашем лицее регулярно. Для начала – что значит семья для ребенка? Мама, папа, братья и сестры занимают главное место в его воспитании и развитии, играют основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения и общечеловеческой позиции. Не нужно быть психологом, чтобы понимать: для того чтобы выросла гармоничная и всесторонне развитая личность, воспитание ребенка в семье должно строиться на любви, уважении, традициях, личном примере. И какую бы сторону развития ребенка мы ни рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах непременно играет именно семья. Поэтому проблема возрождения семейных традиций сегодня особенно актуальна.

Обязательным элементом воспитания школьников младших классов является внеурочная деятельность. На занятиях в кружке "Портфолио", а также на внеклассных часах мы стараемся актуализировать чувство сопричастности ребенка к семье, роду, родственникам, дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье, инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Ребята рисуют генеалогическое древо своей семьи, рассказывают о родителях, выделяют плюсы и минусы своего домашнего поведения. Постепенно мы приходим к выводу, что для ребенка так же, как школа – ступень к знаниям, семья – это целая школа любви и нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.

Все мы родом из семьи, и чем надежнее эта колыбель, тем сильнее мы сами. Не секрет, что жизнерадостные, счастливые люди выходят из крепкой, дружной семьи, а создать таковую помогают праздники, наполненные традиционными обрядами, как сохранившими мудрость жизни, так и новыми – современными, создаваемыми нами. В лицее мы отмечаем такие праздники, как День матери и День отца, рассказываем о Дне семьи, любви и верности и других. В течение года активно проводим сближающие акции, в которых участвуют дети вместе с родителями, такие как "Поможем братьям нашим меньшим" в защиту животных, "Подарки для Леночки" мероприятие, в рамках которого собираются средства в помощь детскому дому, "Теплая осень" в поддержку пожилых людей и многие другие.

Определенной и точной системы, свода каких-то правил в работе с детьми на тему семьи у педагога нет. Эта работа не имеет готовых технологий и рецептов. Полагаю, что ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением, и надеюсь, что хотя бы часть из задуманного в данном вопросе нам, педагогам, удается.

Всем своим ученикам и вообще всем детям Волгограда и области я от души желаю счастливой, крепкой и здоровой семьи!"

Комментарий члена Центрального совета партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Олега Михеева:

– Очень понимаю проблему, так скрупулезно рассматриваю современными психологами, когда не дети, а именно родители зависимы от компьютера и гаджетов. Все-таки в большей степени именно от того, насколько этому подвержены родители, зависит "любовь" детей к виртуальным развлечениям.

Честно говоря, я сам не так давно открыл для себя социальные сети, и сделал это с большим удовольствием, но мне удается соблюдать необходимый баланс и находить время для общения с семьей. Думаю, каждый сам вправе определять этот баланс для себя, но он ни в коем случае не должен идти в ущерб близким людям и тем более детям.

 
По теме
Увеличить - Сайт центров соцзащиты населения На территории Волгоградской области с 01 апреля 2024 г. стартует областная акция по благоустройству родного края "Семейный зеленый десант" (далее - Акция).
Сайт центров соцзащиты населения