У Христа за пазухой

Photo
Photo
Photo
Photo
Photo
Photo
Фото: www.vpravda.ru
Журналист "ВП" Тамара Проскурякова провела три дня в качестве трудницы в одном из волгоградских монастырей.

«Ворота монастыря открыты для каждого, кто идет к Богу», – сказала матушка Серафима – игуменья Гусевского женского монастыря Ахтырской Божией Матери, узнав о моем желании пожить в стенах святой обители. Трудница – первая ступень монашества. Вторая – послушница. И лишь третья – монашество. В качестве трудницы в монастырь может попроситься любой. Главное условие – строго следовать распорядку, по которому живет святая обитель.

Без излишеств

Поверх брюк (к своему стыду прибыла в монастырь в брюках, меня с порога пристыдили!) пришлось повязать юбку в виде фартука, шапку сменила на платок, выключила сотовый, смыла косметику.

Моим «гидом» по обители стала монахиня матушка Сергия – светлейшей души человек, да еще и коллега-журналистка. Более 15 лет отработала в региональной телерадиокомпании. Несет монашеский обет более 20 лет.

На жительство меня подселили в келью для паломников к труднице Татьяне. Предприниматель. Имеет свой магазинчик оптики. К монашескому подвигу, как объяснила Татьяна, она не готова. Но сюда регулярно ездит… за духовным исцелением.

– Поживу здесь в пост две-три недели, никакие таблетки сразу не нужны. Духовно восстанавливаюсь. И телесные недуги тут же отступают, – сообщила Таня.

У каждой из монахинь и послушниц – своя дорога в монастырь. У большинства эта дорога, как я поняла, проходит через страдания и скорби. Но приняли монашеский обет все сестры в обители не ради крыши над головой и куска хлеба в монастыре, а ради обретения жизни духовной.

Так как каждый день насельницы проводят в трудах и молитвах, получила «послушание» и я – помогать в трапезной. После вечерней службы обитатели разошлись по своим кельям.

Жизнь «келейная»

Наша с Татьяной комнатка хотя и именовалась кельей, но мне хотелось увидеть настоящие «апартаменты» монахинь. Мой пыл усмирили быстро: в кельи к монахиням входить нельзя.

Даже друг к другу монахини и послушницы заходят в исключительных случаях (во время болезни сестер), не говоря о визитах посторонних людей.

Монахини проживают в келейном здании, которому более полутора веков. Первый раз услышала, что кельи еще именуют «гробиками». Потому как – это место покоя, уединения и ведения аскетической жизни, которая после монашеского пострига полностью отдается служению Богу.

А еще потому, что кельи – крохотные: здесь помещаются кровать, шкафчик, столик с «молитвенным уголком», стул. Кельи для схимонахинь, а это высшая и последняя ступень монашеской жизни, и вовсе без окон.

В схимницах селятся монахини, готовые совершить самый строгий аскетический молитвенный подвиг – денно и нощно молиться, уйдя не только из мирской, но уже и из монастырской жизни.

По «монастырскому правилу»

Мой следующий день в монастыре начался в 4 часа утра. С молитвы. Обучала меня всем тонкостям монастырского устава Татьяна. Вручила молитвослов – и мы больше часа стояли с ней перед образами на полу босыми, по очереди читая молитвы. Далее – утренний туалет. Кстати, аскетизма никакого – душ и прочие удобства теплые – и прямо в корпусе.

Между тем, расслабляться было некогда: в 6 часов утра я стремглав бежала в храм на так называемое «монашеское правило» – общую утреннюю молитву. Она длилась более двух часов.

Скажу честно: к исходу второго часа валилась с ног, и остаток службы просидела на лавке. В то время, как 80-летние насельницы стояли. Но впереди – послушание в трапезной. И я ринулась туда.

Приготовление пищи в стенах монастыря, как я смогла убедиться, – целый церемониал. Готовка началась с молитвы. Святым знамением сестры предваряли и каждый этап закладки ингредиентов.

Еда – постная, но очень вкусная. Предрождественский пост не строгий, так что салаты из свежей и квашеной капусты, свеклы сдабривались растительным маслом. Аромата супам и борщам добавляли грибы. Хлеб расчудесный к столу так же пекут сами насельницы, как и просфоры.

При монастыре есть плодоносящий сад из 50 деревьев, огород, на котором сестры растят овощи. Есть сараи, где содержатся абсолютно ручная коровушка и курочки. Мяса монахи, как известно, не едят.

Странников много

Всего в обители в молитвах и трудах, как сообщила инокиня матушка Серафима, обитают «12 божьих душ, которые своим жизненным уделом навсегда избрали служение Всевышнему». И они, выходит, не только содержат на своих плечах саму обитель, но и не оставляют без трапезы ни одного прибывающего сюда паломника.

Кормят всех. Для этого, кроме выращенных на монастырском дворе овощей и фруктов, заготовленных в бочках солений, бидонов варений насельницы еще заготавливают на зиму более тысячи банок «закаток».

Мало того, что 12 насельниц привечают всех стучащихся в монастырь, содержат воскресную школу, так еще задумываются открыть богодельню для пожилых и немощных. Монахини будут в ней, как мне пояснили, «досматривать стариков, готовить и провожать их на небеса по всем православным обычаям».

Каждый день в канун Рождества в трапезной мы потчевали по три группы паломников из Волгограда, Ростова и Саратова. Я терпеливо и старательно вымывала за ними посуду.

Ползком к смирению

После трапезы и мытья посуды 2 часа я могла отдохнуть от послушания. Это время сестры проводят по своему усмотрению. Затем – снова работа. А после вечерней трапезы – «монашеское правило» в храме, которое заканчивается только в 19 часов. Причем, оказывается, зимой оно даже короткое. А летом длится до 21 часа. Ко сну мы с моей соседкой по келье отходили в 22 часа. Сон накрывал, едва голова касалась подушки.

Что касается монахов, по поводу смирения узнала: во время принятия монашеского пострига постригаемые путь к амвону, где совершается процедура, в ознаменование отныне своего смирения и победы над своей гордыней и мирской суетой преодолевают ползком. Исключение делается только для больных и немощных.

В это время братия и сестры по старшинству, образуя живой коридор, стоя со свечами в руках, следуют за «новоначальными» монахом или монахиней, прикрывая их своими мантиями. Достигая амвона, постригаемые смиренно ждут у ног игумена до тех пор, пока не будут подняты с пола.

– Чтобы стать монахиней, нужно пройти проверку временем, устоять перед мирскими соблазнами и искушениями, строго следовать обетам: нестяжания, целомудрия и послушания, – поведала матушка Сергия. – С принятием монашеского пострига человек для светской мирской жизни… умирает.

Исцеление любовью

Весь день в канун Рождества был «голодным» и я наслаждалась водой из древнего (более двух с половиной веков!) святого источника. Вода «хрустальная» и даже сладковатая на вкус. Лабораторно подтверждено – она «посеребренная» и по составу уникальна. Мне рассказали про массу чудесных исцелений после омовения ею на Крещение. А с первой звездой насельники подкрепились «сочивом» – сладкой кашей. Встречать праздник я уехала домой к семье. А обитатели монастыря были на службе до утра. Я пообещала вернуться в обитель на Крещение, чтобы искупаться в купели.

…Когда домой меня увозил рейсовый автобус, поймала себя на мысли: а ведь уезжаю другой – успокоенной. Все, что до поездки сюда казалось неотложным, тревожило, мучило – ушло на второй план. Несмотря на усталость от молитвенного бдения и работы ощутила прилив сил. Пост, труд, чистые вода, воздух, искреннее общение, здоровая еда и монастырские стены сделали свое дело? Вспомнились наставления Татьяны:

– За этими монастырскими стенами – как у Христа за пазухой…

P. S. На временное жительство в этот монастырь принимают всех. Никого не выставят за ворота и никого не понудят остаться. И никто не будет голодать. Главное – чтобы приходящий сюда искренне желал жить по заповедям и трудиться. Монастырь – как реабилитационный центр. А для заблудших и отчаявшихся – возможность начать новую жизнь…

DNG
 
По теме
27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.
В день Торжества Православия команда Воскресной школы «Александрия » от храма Святого Александра Невского города Волжского приняла участие в библейской интеллектуальной игре по Книге Ветхого Завета «Руфь».
25 марта после Всенощного бдения в канун дня памяти покровителя Волгоградской земли священномученика Николая Попова ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Петергофский Силуан посетил митрополита Германа (Тимофеева),
В Волгоградской детской галерее в девятый раз состоится фестиваль «Золотая палитра» - Портал культуры Выставка по результатам IX областного фестиваля изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Золотая палитра» откроется 6 апреля в Волгоградской областной детской художественной галерее.
Портал культуры