Учимся учить – новые тенденции. Промежуточные итоги ДПО – 2017/18

проф. переподготовка
инклюзив
педагогический эксперимент
педагогический эксперимент
педагогический эксперимент
педагогический эксперимент
педагогический эксперимент
инклюзив
инклюзив
технологии профессионально-ориентированного обучения
технологии профессионально-ориентированного обучения
технологии профессионально-ориентированного обучения
технологии профессионально-ориентированного обучения
Фото: www.volgmed.ru

Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!
Сунь Цзы, V век до н.э.

Преподаватели ВолгГМУ, согласно завету Сунь Цзы, а также закону «Об образовании в Российской Федерации» повышают не только квалификацию по специальности не реже, чем раз в 5 лет, но и своё педагогическое мастерство раз в три года. Подведём промежуточные итоги работы курса педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования кафедры социальной работы в 2017/18 учебном году.

Продолжается совершенствование методического обеспечения образовательного процесса. Изданы и поступили в библиотеку новые учебные пособия: «Практическое занятие в высшей медицинской школе» (А.И. Артюхина, В.И. Чумаков.- Волгоград, 2017.-232 с.) и «Проектирование и реализация телекоммуникационных и веб-технологий в педагогическом процессе медицинского вуза» (А.И. Артюхина, В.И. Чумаков, М.В. Петров и др. - Волгоград, 2017.-144 с.) для профессионального саморазвития преподавателей. В связи с появлением новых регламентирующих документов, в частности профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» дополнительные профессиональные программы переработаны, прошли утверждение на Центральном методическом совете университета. К февралю на 6 циклах обучение завершили 204 преподавателя.

Цикл профессиональной переподготовки «Преподаватель профессионального образования» преподаватели завершили защитой выпускных квалификационных работ. Председатель комиссии ИГА профессор кафедры специальной педагогики и психологии ВГСПУ, д.п.н. Е.М. Сафронова выразила удовлетворение глубоким погружением преподавателей ВолгГМУ в проблемы педагогики высшей школы, отметила достойный уровень представленных работ и их практическую направленность. Приведём результаты нескольких наиболее интересных исследований. Так анализ трех технологий обучения на практических занятиях по дисциплине неврология позволил ассистенту В.В. Думцеву выявить, что только кейс-стади и игра по данным анкетирования студентов и по результату объективного контроля показывают лучший результат, их целесообразно применять в учебном процессе кафедры. Интересный подход к созданию проблемноориентированной среды занятиях по факультетской терапии обосновала ассистент, к.м.н. С.В. Толмачева. Разработка технологии графов логических структур с обозначением на русском, латинском и английском языках выполненная Д.В. Королевым на кафедре анатомии человека способствует оптимизации обучения как отечественных, так и зарубежных студентов. Исследование синдрома эмоционального выгорания и его профилактики проведено у студентов - ассистентом Ю.В. Цыбуля, у преподавателей - И.В. Кострюковой. Обобщение опыта применения игровых технологий представили в преподавании психиатрии - ассистент Н.А. Черная, терапии - О.Е. Гальченко и Р.В. Видикер. Участие слушателей в работе регионального научно-методического круглого стола «Педагогический эксперимент: современные подходы» позволило с одной стороны обобщить и структурировать свои знания в данной сфере, а с другой стороны, показать другим участникам - аспирантам и студентам высокий уровень научной дискуссии.

Реорганизовано обучение на цикле повышения квалификации «Использование системы дистанционного обучения «Moodle», 36 часов, в сторону практической направленности. Традиционное очное обучение дополнено индивидуальным выполнением итоговой работы при активной консультативной помощи доцента кафедры биотехнических систем и технологий, заведующего Центром Дистанционных и Виртуальных образовательных технологий, к.ф.-м.н. М.В. Петрова, что позволило каждому обучающемуся разработать полноценное занятие для студентов в данной технологии.

Отвечая на вызовы времени, учитывая общие тенденции педагогики высшей школы и большую организационную работу ВолгГМУ в разработке программ, методического обеспечения и адаптивных программ, с 2017 года в образовательную программу включены 3 лекционных цикла по подготовке преподавателей к инклюзивному обучению студентов. Цикл, реализованный в осеннем семестре, разработан в тесном сотрудничестве с ответственным по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к.м.н., доцентом Е.Г. Вершининым. Обучение на таком цикле предполагает знакомство с теоретической основой и современными тенденциями инклюзивного обучения, как в стране, так и в нашем университете, формами и технологиями обучения лиц с ОВЗ. Примечательно, что завершается цикл участием слушателей в работе регионального научно-методического круглого стола, на котором педагоги ВолгГМУ и ВГСПУ рассматривают проблемы инклюзии с разных позиций.

Творческая работа преподавателей на цикле «Технологии профессионально ориентированного обучения», 108 ч, завершилась итоговой конференцией «Педагогические технологии активизации личностных ресурсов субъектов педагогического процесса в медицинском вузе» на которой были представлены интересные работы, обобщающие лучшие практики - инновационные или с элементами новаций - как дидактические, так и воспитательные. Так, о реализации потенциала проблемно-ориентированной образовательной среды на кафедре ортопедической стоматологии с курсом клинической стоматологии рассказала к.м.н., доцент А.А. Малолеткова, с сообщением об особенностях постдипломного обучения на кафедре ортодонтии выступила к.м.н. доцент Е.А. Огонян. От коллектива авторов кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии представил доклад о мультимедийных формах обучения в преподавании морфологических дисциплин ассистент А.В. Зуб. Компетентностно-ориентированные технологии в преподавании эпидемиологии анализировались в докладе к.м.н. доцента В.Г. Божко. Разработке методических подходов оптимизации учебного процесса с использованием оценки личностных качеств студентов было посвящено исследование доцента кафедры медицины катастроф, к.м.н. А.Д. Доники. С докладом по художественно-эстетическому просвещению студентов как методу оптимизации воспитательной работы в вузе медицинского профиля выступил ассистент кафедры терапевтической стоматологии, к.м.н. С.В. Крайнов. Этическая практика образовательного процесса, представленная в выступлении к.м.н. С.П. Ивашева (преподаватель кафедры общей и клинической психологии) вызвала особенно большой интерес, что свидетельствует о глубинном понимании преподавателями ВолгГМУ своей миссии.

На цикле «Актуальные проблемы управления образовательным процессом» наряду с рассмотрением тем по учебному плану профессора, доктора наук активно обменивались опытом. Неподдельный интерес вызвал рассказ заведующей кафедрой общей гигиены и экологии ВолгГМУ, д.м.н., профессора Н.И. Латышевской о разработке и проведении первого в университете квеста со студентами как инновационной формы контроля.

Выпускные работы по окончании каждого цикла повышения квалификации демонстрируют полученные умения и ориентированы на совершенствование профессиональных компетенций, педагогического мастерства (электронные образовательные ресурсы, публикации по педагогической тематике).

Можно отметить новые тенденции:

- на обучение по дополнительной профессиональной переподготовки (ДПП) и повышения квалификации приходят по нескольку сотрудников с одной кафедры (психиатрии, факультетской терапии, экономики и менеджмента, ряда кафедр стоматологического факультета), что позволяет им на занятиях в малых группах адаптировать новые умения в образовательную практику с учётом специфики преподаваемой дисциплины;

- расширен спектр ДПП, появилась возможность познать основы инклюзивного обучения;

- шире стали использоваться возможности событийного образования;

- преподаватели креативно подходят к повышению квалификации, причём делятся своим опытом как в процессе обучения на выбранном цикле, так и в ходе сотрудничества с Центром педагогических инноваций ВолгГМУ.

Искренне благодарны всем преподавателям (и обучающим, и обучающимся) за творческий подход к совершенствованию педагогических компетенций, щедрую передачу своего опыта коллегам. Напоминаем, что в весеннем семестре будут реализованы 5 циклов повышения квалификации. Мы ждём вас, коллеги!

А.И. Артюхина

Фото: В.Н. Морозкин

 
По теме
С рабочим визитом Волгоградскую ОУНБ им. М. Горького посетил генеральный директор Российской государственной библиотеки, председатель секции по международному сотрудничеству Российской библиотечной ассоциации Вадим Дуда.
DSC_3642 - Газета Восход В Светлоярской школе № 1 уже два года работает педагог Надежда Дивавина Программа «Земский учитель» — это проект, разработанный в рамках программы РФ «Развитие образования».
Газета Восход
В Волгограде ожидается дождливая пятница - Газета Городские вести Фото: Дмитрий Рогулин/"Городские вести" В городе пройдут ливни. По прогнозам синоптиков жителей Волгограда ожидают два дождливых дня - последний рабочий день на этой неделе, пятница, и первый выходной - суббота.
Газета Городские вести
В Волгоградской детской галерее в девятый раз состоится фестиваль «Золотая палитра» - Портал культуры Выставка по результатам IX областного фестиваля изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Золотая палитра» откроется 6 апреля в Волгоградской областной детской художественной галерее.
Портал культуры