«Электронная информационная образовательная среда:
как соответствовать требованиям времени (опыт кафедр вузов)»
Мероприятие, прошедшее 12 февраля в главном учебном корпусе, было организовано в рамках цикла повышения квалификации для преподавателей «Практические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» и собрало около 50 участников.
Один из основных трендов современного образования – всё более активное применение различных технологий в образовательном процессе, обусловленное как общей тенденцией к информатизации всех сфер человеческого общества, так и необходимостью повышения эффективности процесса обучения в условиях быстро меняющейся реальности. Возможность узнать, как соответствовать вызовам времени и «быть в тренде», была предоставлена преподавателям нашего университета 12 февраля на круглом столе регионального уровня.
Во вступительном слове один из организаторов мероприятия, профессор Александра Ивановна Артюхина уточнила для слушателей понятие электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), появившееся относительно недавно, но уже прочно вошедшее в жизнь образовательных организаций. Под ЭИОС следует понимать систему инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. Эта система включает в себя несколько компонентов (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы и совокупность информационных и телекоммуникационных технологий) и должна отвечать определенным критериям: с одной стороны, требованиям обеспечения практических нужд информатизации деятельности вуза, в первую очередь, связанных с учебным процессом, а с другой – требованиям ФГОС ВО, соответствие которым ЭИОС проверяется, в частности, в ходе государственной аккредитации вузов.
Кроме того, Александра Ивановна напомнила, что одним из актуальных требований к преподавателю высшей школы сегодня является умение использовать ЭИОС в своей образовательной деятельности, а также регулярное повышение квалификации в области информационно-коммуникационных технологий.
В рамках межвузовского обмена опытом первым перед аудиторией выступил Алексей Николаевич Сергеев – профессор кафедры информатики и методики преподавания информатики ВГСПУ. Он представил обзор компонентов ЭИОС своего вуза, подробно прокомментировав содержание каждого из них. Среди них оказались не только официальный сайт университета, но и платформа для создания методической документации, и образовательный портал, организованный по принципу социальной сети. Выступление вызвало живейшее и долгое обсуждение. Забегая вперёд, признаем, что оно стало самым ярким событием дня. Пожалуй, это закономерно: всегда бывает интересно (и полезно!) узнать, чем живут «собратья по цеху».
Все остальные докладчики были сотрудниками ВолгГМУ, и материалы их выступлений отражали уже более-менее знакомые участникам вещи, тем более, что часть аудитории в разное время принимала участие в реализации подходов и методик, о которых рассказывалось в докладах.
Так, Олег Владимирович Островский, заведующий кафедрой теоретической биохимии с курсом клинической биохимии, повёл речь о веб-приложении MOODLE, предоставляющему возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Были подробно приведены аргументы «за» и «против» использования данной системы в образовательном процессе, а также опыт её применения кафедрой биохимии в образовательном процессе.
С сообщением на тему «Реализация электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» выступил заведующий центром дистанционных и виртуальных образовательных технологий ВолгГМУ Максим Владимирович Петров. Он привёл анализ статистических данных по использованию электронных обучающих курсов кафедрами ВолгГМУ и продемонстрировал примеры курсов различных типов: с семинарскими занятиями, лекциями в формате SCORM, видеолекциями. Также он пригласил слушателейв пройти обучающий курс по работе с системой MOODLE, в котором рассматриваются создание этих и других ресурсов, а также отдельно – создание тестов.
В заключение круглого стола слово снова взяла руководитель курса педагогики и образовательных технологий ДПО Александра Ивановна Артюхина. От неё участники получили детальный экскурс в многообразие электронных образовательных ресурсов (ЭОР), применяемых на занятиях в медицинском вузе. Было дано четкое определение ЭОР, подробная их классификация, дидактические характеристики, а также были проанализированы возможности использования ЭОР на разных этапах занятий (для входного контроля, на основной части занятия, для выходного контроля).
В целом, поднятые докладчиками темы оказалось интересны слушателям, а сопровождавшие каждое выступление дискуссии были продуктивны и полезны в плане обмена мнениями и формирования общей концепции использования ЭИОС вуза как мощного образовательного инструмента. Хочется верить, что проведение мероприятий подобной тематики станет хорошей традицией.
Н.А. Колобродова, М.В. Букатин, О.Ю. Кузнецова
фото: В.Н. Морозкин