Открывая очередное заседание ректората, руководитель опорного техуниверситета, академик РАН В.И. Лысак напомнил повестку дня, после чего сделал два сообщения.
Минутой молчания участники заседания почтили память ушедшего из жизни коллеги – кандидата технических наук, доцента Василия Григорьевича Карабань, возглавлявшего с 1999 по 2010 гг. машиностроительный факультет. Затем под аплодисменты зала ректор поздравил начальника ФЭУ Римму Николаевну Бганцеву с рождением внука, заметив при этом: «Жизнь как она есть». И ректорат приступил к работе по повестке дня.
О подготовке к комплексной государственной аккредитации образовательных программ высшего образования, реализуемых в университете, рассказал проректор по учебной работе И.Л. Гоник. Представив план-график подготовки к аккредитации-2018 и перечень актов, связанных с подготовкой, докладчик обратил внимание на то, что для хранения таких материалов создано «Облако», иными словами файловое хранилище, благодаря чему можно отследить, что уже выполнено в соответствии с необходимыми документами, а что еще предстоит выполнить. К мероприятиям, уже выполненным, относится, например, актуализация реализуемых учебных планов требованиям ФГОС ВО и СПО.
Как отметил докладчик, глобальная идея состоит в том, что учебные планы должны быть едины. Анализ соответствия основных образовательных программ (ООП) – в части: кадрового, материально-технического, учебно-методического обеспечения, электронной информационно-образовательной среды. Так что в «Облаке» можно найти не только перечень нормативно-правового обеспечения, но и материалы совещаний ВолгГТУ, формы справок кадрового и материально-технического обеспечения, а также и сведения о кадрах и МТО и даже расписание занятий и сессий за последние пять лет. И далее проректор проанализировал, как реализуются образовательные программы на факультетах: говоря в общем, – не одинаково успешно.
Среди проблем были выделены следующие: отсутствие актуальной информации на сайте университета и в файловом хранилище ; планы на сайте, учебные графики, методические материалы и т.д. не всегда соответствуют реальности; также выявлены некоторые несоответствия ООП требованиям ФГОС, к примеру, в части кадрового обеспечения либо в МТО. А в части электронной информационно-образовательной среды нет портфолио обучающихся, не обеспечено электронное взаимодействие. Нет коммуникации между членами рабочих групп. «Мы сейчас к этому подходим», – пояснил Игорь Леонидович. Вместе с тем он подчеркнул, что многие мероприятия заканчиваются в ноябре, который является контрольной точкой.
Продолжил тему, как содокладчик, проректор по учебной работе С.В. Кузьмин. Сергей Викторович главным образом говорил об информатизации образовательного процесса. Проректор призвал заведующих кафедрами привести в соответствие с требованиями файловые хранилища, так как порой встречаются устаревшие программы. Использованию программных лицензионных средств докладчик уделил особое внимание, а также напомнил собравшимся, что еще не все кафедры и подразделения представили заключение об использовании лицензионного ПО. В связи с чем он предупредил руководителей структурных подразделений о том, что они несут персональную ответственность в случае использования нелицензионного ПО в вверенном им подразделении.
Сообщение о принимаемых в региональном опорном техуниверситете мерах по увеличению контингента сделал опять же И.Л. Гоник. Общая численность студентов очной формы обучения, подчеркнем, именно очной, в соответствии с целевым показателем в 2017 году должна составлять 9500 человек, в 2018 – 9800. В реальности этот показатель пока не дотягивает до необходимой цифры. Чтобы выправить ситуацию, в Волгоградском опорном техуниверситете подготовлена серьезная объемная программа. Среди намеченных мероприятий: расширение каналов информирования школьников об опорном университете в предстоящем учебном году – это и рекламно-информационные раздаточные материалы, и реклама в СМИ прежде всего региональных, и создание группы в соцсетях и т.д. Также разработаны новые формы профориентационных мероприятий, как, например, День магистра для студентов старших курсов и выпускников других вузов, или, к примеру, расширение географии посещения образовательных учреждений соседних областей: Ростовской, Астраханской, Республики Калмыкия. Увеличен охват школьников основными профориентационными мероприятиями, в том числе проведение совместно с городским департаментом образования встреч ВолгГТУ со школьниками всех районов города на базе ведущих образовательных учреждений, это и профориентационная работа в районах Волгоградской области. Не говоря уже о проведении олимпиад, конкурсов школьников на базе ВолгГТУ (олимпиада школьников «Звезда», олимпиада «Интегралец» по физике, математике, биологии, информатике и ИКТ и т.д.). И этот перечень мероприятий можно еще долго продолжать. Достаточно сказать о самых последних формах профориентационной работы. Одна из новых форм – система непрерывного обучения: (школьники) Юниор-Актив – ПРО-актив (студенты) – Стартап-проекты (профессионалы) и, конечно же, Кванториум, предполагающий целый ряд образовательных направлений, который появится в основном на базе ВолгГТУ уже в будущем году.
О мерах по увеличению контингента иностранных студентов в опорном университете проинформировал проректор по учебной работе С.Ю. Калашников. Надо отметить, что докладчик представил развернутую картину, с подробным, скрупулезным анализом.
Общая численность иностранных студентов на 2017/18 учебный год составляет 1018 человек. И то, что у нас студентов более тысячи, пояснил Сергей Юрьевич, переводит наш университет в категорию выше – в вузы, где контингент также больше 1000. Есть и еще более высокая категория вузов. Но и при том, что имеется сегодня, в ВолгГТУ количество иностранных студентов больше, чем в среднем в российских вузах по стране. Из каких же стран приехали к нам учиться иностранные студенты? В основном они прибыли из стран СНГ: Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана, Украины; из стран Ближнего Востока: Ирака, Сирии, Афганистана, Палестины; из стран Юго-Восточной Азии: Вьетнама, Китая; и из стран Африки: Нигерии, Анголы, КОТ-ДИВУАР, ДРК.
Доход университета от обучения иностранных граждан, по прогнозу, составит в 2017 году 45 000 руб., в 2018 г. – 47000 рублей, что значительно больше, чем в предыдущие годы.
Перспективными направлениями, по мнению докладчика, является сотрудничество с целью привлечения к обучению в ВолгГТУ с такими странами, как Казахстан, Беларусь, Иран и др., так называемая программа двух дипломов и другие формы. И под занавес выступления Сергей Юрьевич представил презентацию о конкурентоспособности ВолгГТУ при наборе иностранных студентов, которая содержит такие параметры, как привлекательность, ППС, финансовая устойчивость. И как показали расчеты, отметил докладчик, у ВолгГТУ есть резерв. «Здесь ситуация достаточно стабильная», – такой емкий вывод сделал руководитель опорного техуниверситета В.И. Лысак.
С докладами о мероприятиях по развитию ФПИК и по развитию ФДО выступили их руководители А.Н. Савкин и О.В. Душко. И здесь была отмечена положительная динамика.
На заседании также были рассмотрены и другие вопросы.