Волгоградский испытатель: «Экипаж «Союза» жив, и это главное!»

Фото: vpravda.ru
Утром в четверг, 11 октября, ракета-носитель «Союз-ФГ», которая должна была доставить новый экипаж к Международной космической станции, потерпела аварию после старта с космодрома Байконур. Внештатная ситуация возникла после шести минут, казалось бы, нормального полета космического корабля.

Корреспондент «Волгоградская правда.ру» попросил авторитетного волгоградского специалиста в сфере космической техники, заслуженного испытателя космодрома Байконур Михаила Бородина прокомментировать ситуацию.

На космодроме Байконур Михаил Васильевич проходил службу, начиная с 1978 года. Был направлен туда, еще будучи молодым лейтенантом. Большую часть своего пребывания на Байконуре Бородин был занят разработкой средств спасения космонавтов в случае возникновения аварийной ситуации.

- Созданная нами тогда система аварийного спасения космонавтов применяется по сей день, – говорит Бородин. - Именно она и позволила спасти жизнь командиру космического корабля Алексею Овчинину и американскому космонавту Нику Хейгу. Они оба остались живы и высоко оценили уровень надежности системы аварийного спасения наших космических кораблей.

Подключение к космическому кораблю двигательной системы аварийного спасения. Справа Михаил Бородин

Система аварийного спасения космонавтов, по образному выражению Михаила Бородина, это как вратарь в футболе: если при строительстве космического корабля кто-либо что-то упустил, надежда остается только на нее.

- Почему произошла авария 11 октября, что именно произошло с космическим кораблем, пока я сказать не могу, - добавил Михаил Васильевич. - Специалисты высказывают разные предположения на этот счет. Ясно одно: система аварийного спасения космонавтов, созданная нами ещё в СССР, в годы моей службы на Байконуре, как и система автоматического приземления, сработали безукоризненно. Экипаж жив, и это главное.

За всё время службы самого Михаила Бородина на Байконуре необходимость в системе аварийного спасения при запуске космического корабля возникала лишь однажды., в сентябре 1983 года, когда готовился к запуску космический корабль «Союз-Т» с космонавтами Владимиром Титовым и бортинженером Геннадием Стрекаловым на борту. За считанные секунды до старта, после команды «зажигание», на корпусе ракеты появилось пламя! В действие моментально была запущена система аварийного спасения – в космическом корабле был взорван пиропатрон, и двигательная система выбросила экипаж на высоту порядка километра. Далее сработала система автоматического приземления – раскрылись парашюты у спускаемого аппарата. Жертв, как и сейчас, удалось избежать.

Александр Литвинов. Фото из архива Михаила Бородина.