С какого возраста можно начинать с ребенком учить английский, и как это делать самим, если нет денег на репетитора? Об этом «Вечерний Волгоград.ру» спросил у преподавателя английского языка в дошкольных учреждениях Лилии Пановой.
– Желание научить английскому понятно, в наше время этот язык приобретает все большее значение. Конечно, лучше, если ребенок будет в руках профессионала, владеющего методикой преподавания и правильным произношением, но азы можно попробовать дать самим. Отличный вариант, если вы сами неплохо говорите по-английски и с рождения будете общаться с ребенком только на этом языке. Пусть остальные члены семьи говорят по-русски, вы – только по-английски.
Подходящий, «волшебный» возраст для изучения языка, по мнению психологов, от рождения до семи лет. Дело в том, что малыши очень восприимчивы и легко имитируют взрослых. Речевой аппарат детей отличается гибкостью, поэтому они легко подражают звукам неродного языка. Эти особенности артикуляционного аппарата позволяют ребенку по мере накопления опыта речевого общения довольно точно воспроизводить «чужие» звуки. Правильное произношение в дальнейшем сохраняется и закрепляется на всю жизнь. Добавьте сюда память и любознательность малышей. Таким образом, создаются идеальные условия для овладения иностранным языком.
Начинать занятия желательно с 2,5 года. Конечно, это не должны быть классические школьные уроки по 40 минут. Все должно выполняться в форме игры, в которой будут задействованы все каналы восприятия: тактильные, слуховые, визуальные, двигательные. В игре легче запомнить основные слова, которые впоследствии станут базовыми. Например, я часто начинаю занятия со сказки о Язычке. У язычка есть хозяин, сам малыш. Язычок надо сделать послушным. В работе с детьми важна любая мелочь. Если на занятиях есть волшебный карандаш, от него не отводят восторженного взгляда, потому что он волшебный. Дети сидеть спокойно не могут, а значит, нужны обязательно и подвижные игры, и физкультминутки. У меня часто занятия проводит собачка Бобби, такого преподавателя мальчики и девочки слушают лучше. Еще одна из игр «Что исчезло?». Цель этой игры – контроль усвоения лексики по пройденным темам. Проводится она так: выбираются картинки с изображением нужных предметов и игрушки. Их кладут на стол. Повторяются названия всех предметов. Затем нужно попросить ребенка закрыть глаза и убрать какой-то предмет или картинку (спрятать за спину). Попросить, чтобы малыш открыл глаза, и спросить, что исчезло.
Детям нравится рисовать и обводить по контурам и штрихам буквы, поэтому необходимо включать в занятия несколько минут раскрашивания.
Слушайте с ребенком больше английских песенок, смотрите мультфильмы. Говорите только те слова, какие вы знаете сами.
Это в первую очередь приветствие, пожелание спокойной ночи, приятного аппетита. Старайтесь сразу учить фразы и короткие предложения. Выучите 4-5 полезных вопросов, которые вы сможете задать, обращаясь к ребенку, например, «Would you like an apple?», «Are you hungry / thirsty?», «May I help you?», «Do you like this cartoon?», и старайтесь их использовать при удобном случае.
Основные условия, при которых можно добиться успеха в обучении, это регулярность занятий (не реже двух раз в неделю) и позитив учителя, то есть вас самих. Удовольствие от изучения языка должно быть обоюдным.
Наталья Хайрулина